БИОЛОГИЯ 8 класс - разработки уроков
Органы чувств (анализаторы)
Цель урока:
· Обуч в ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения органа зрения и органа слуха.
· Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.
· Воспит. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Основная часть (новый материал).
1. Заполнить таблицу на стр. 65.
2. Составить по параграфам 18, 19 опорную схему по особенностям строения анализаторов (слуха, зрения).
3. Нарушение анализаторов, а так же гигиена органов чувств.
Анализаторы. Строение и функции анализатора на примере зрительного.
Анализаторы - сложные чувствительные образования нервной системы, воспринимающие раздражения из окружающей среды и ответственные за формирование ощущений. Различают три части любого анализатора:
· Воспринимающая - состоит из рецепторов.
· Проводниковая - представлена афферентными нервами и восходящими путями и нейронами ЦНС, передающими возбуждение в кору головного мозга.
· Центральная - часть коры головного мозга, к клеткам которой поступает информация от рецепторов. В ней происходит окончательное различение раздражителя и формируются ощущения.
Зрительный анализатор
Вспомогательные:
· брови - отводят пот со лба:
· веки - защищают глаза от чрезмерных световых лучей;
· слезный аппарат - смачивают, очищают, дезинфицируют глаза.
Оболочки глаза:
· белочная - внешняя, плотная, состоит из соединительной ткани – защитная;
· сосудистая - средняя, пронизана сосудами - питает глаза;
· сетчатка - внутренняя, в состав ее входят фоторецепторы - воспринимает свет.
Оптическая система глаза:
· роговица - прозрачная передняя часть белочной оболочки - пропускает и преломляет лучи;
· радужная оболочка - передняя часть сосудистой оболочки - образует зрачок, содержит пигмент, придающий цвет глазу;
· зрачок - отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцами - расширяясь и сужаясь, регулирует количество поступаемых в глаз световых лучей;
· хрусталик - двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей - преломляет и фокусирует лучи света, изменяет кривизну;
· стекловидное тело - прозрачное тело в состоянии коллоида - заполняет глазное яблоко, пропускает лучи света
Световоспринимающие части глаза:
фоторецепторы - в сетчатке в форме палочек и колбочек - палочки воспринимают форму, а колбочки – цвет.
Проводниковый путь:
зрительный нерв - волокна от рецепторов в сетчатке до стволовой части головного мозга - воспринимает возбуждение с палочек и колбочек, передает в зрительную зону коры больших полушарий;
восходящий путь - нейроны и их отростки, идущие до коры головного мозга зрительная зона коры больших полушарий - нервные клетки, расположенные в затылочной доле коры больших полушарий - происходит анализ возбуждений и формирование зрительных ощущений.
Методы контроля знаний, (закрепление материала) 5-7 мин.
Итоговый контроль, анализ урока.
Д/3 П. 18, 19 ответить на вопросы.
Методы контроля знаний, (закрепление материала) 5-7 мин.
Заполнить таблицу на стр. 68.
Подготовить вопросы по гигиене и особенностях нарушений органов чувств.
Итоговый контроль, анализ урока.
Д/3 П. 18, 19, ответить на вопросы.