Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Строение клетки - Клеточное строение организмов
Цели
• Продолжить формирование знаний о клеточном строении организмов на основе изучения строения клетки.
• Создать представления об особенностях строения доядерных и ядерных организмов.
• Подвести школьников к мировоззренческому выводу о познаваемости внутреннего строения организмов.
• Сформировать умения работать с микроскопом и микропрепаратами в процессе выполнения лабораторной работы.
Средства обучения: таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение эукариотической клетки, ее отдельных частей;
оборудование для проведения лабораторной работы “Строение растительной клетки”.
Опорные точки
• Деление организмов по строению клетки на две большие группы.
• Главные компоненты клеток — цитоплазма и ядро.
• Органоиды клеток всех организмов.
• Органоиды растительных клеток.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Беседа о клетке как структурно-функциональной единице всего живого на Земле, о прокариотических и эукариотических организмах.
2. Краткий рассказ об основных частях и всех органоидах клетки.
3. Изучение школьниками строения растительной (эукариотической) клетки в процессе лабораторной работы.
4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (ч. 1, с. 11 — 12) с целью усвоения знаний о строении и значении ядра для функционирования клетки.
5. Итоговая беседа о строении клеток, с опорой на вывод лабораторной работы.
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. Охарактеризуйте особенности главных частей клетки.
2. Какое значение для жизни клеток имеет большое содержание воды в цитоплазме?
3. Может ли происходить изменение формы у растительной клетки? Почему? Вспомните особенности строения ее оболочки.
4. Охарактеризуйте особенности строения клеточной оболочки растений. Какое химическое вещество придает оболочке прочность?
5. Как называются и где располагаются органоиды клеток, которые могут синтезировать молекулы белка?
6. Выполните лабораторную работу (ч. 1, с. 25 — 26).
7. Составьте таблицу “Органоиды растительных и животных клеток” с двумя колонками: “Общие”, “Особенные”.
Домашнее задание
1. Изучите § 2.
2. Ответьте на вопросы и выполните задания на с. 12.
По желанию!
Создайте рисунки или схемы на тему “Строение про- и эукариотических клеток”, используя дополнительную информацию на с. 21 — 23.