Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Корень. Корневые системы.Видоизменения корней - Строение и жизнедеятельность цветковых растений
Цели
• Продолжить формирование представлений об органах высших растений путем характеристики строения корня и корневых систем; охарактеризовать зоны корня на основе структурно-функционального подхода.
• Познакомить учащихся с примерами видообразования корней.
• Продолжить формирование умения выполнять лабораторную работу.
Средства обучения: таблицы, картины, схемы, иллюстрирующие строение и видоизменения корня, корневых систем, внутреннее строение корня и тканей разных зон корня; проростки тыквы с корнями; проросшие луковицы с обилием корешков; гербарные экспонаты или живые экземпляры различных корневых систем; оборудование для проведения лабораторной работы “Корневой чехлик и корневые волоски”.
Опорные точки
• Главный вегетативный орган растений — корень; его функции.
• Два типа корневых систем.
• Строение корня, состоящее из нескольких особых участков — зон, каждая из которых выполняет свою функцию.
• Многообразие форм и видов корней.
• Роль корней в жизни растений.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Рассказ о корне как одном из главных вегетативных органов семенных растений, о его основных функциях (закрепление растения в почве и обеспечение его раствором минеральных солей), о видах корней (главном, боковых и придаточных).
2. Беседа об особенностях строения и образования корневых систем — стержневой и мочковатой.
3. Работа школьников с текстом учебника с целью изучения зон корня (ч. 1, с. 143 — 145); выполнение лабораторной работы (ч. 1, с. 221).
4. Комментирование учителем и учащимися рисунка “Видоизменения корней” (ч. 1, с. 145) с целью закрепления знаний о строении и значении корней.
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. Какую функцию корней используют люди, высаживая кустарники и деревья на склоны оврагов и рек, железнодорожные насыпи и песчаные осыпи?
2. Какая корневая система развивается в верхнем слое почвы в большем объеме? Почему?
3. На каком участке корня находится зона всасывания? Какие особенности имеют клетки этой зоны?
4. От клеток какой зоны корня зависит его рост в глубину почвы?
5. Рассмотрите на гербарных экземплярах корневые системы нескольких растений; определите, какие из этих растений имеют стержневую, а какие — мочковатую корневую систему.
III. Домашнее задание
1. Изучите § 23.
2. Ответьте на вопросы и выполните задания на с. 147.
3. На основе информации пункта 2 на с. 209 составьте список “Длина корней разных растений”.