ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Внутреннее строение птиц - КЛАСС ПТИЦЫ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; аргументировать свою точку зрения; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; р.— формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: железистый и мускульный желудки, воздушные мешки, нижняя гортань, голосовые перепонки', устанавливать взаимосвязь между строением и функциями систем внутренних органов птиц; характеризовать причины более интенсивного обмена веществ у птиц по сравнению с рептилиями; выявлять черты более сложной организации птиц по сравнению с пресмыкающимися; доказывать на примерах более высокий уровень развития нервной системы, органов чувств птиц по сравнению с рептилиями.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, таблицы и иллюстрации по теме урока, опорные конспекты, карточки с заданиями, картон (или плотная бумага), клей, ножницы, карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
(Фронтальный опрос.)
— В чем сходство птиц и пресмыкающихся по сравнению с земноводными? (Сухая кожа, почти лишенная желёз. Роговые образования на поверхности кожи — чешуя, перья.)
— Каковы основные отличия в строении скелете птиц и пресмыкающихся? (Передние конечности превратились в крылья.)
— Какие мышцы поднимают крылья птиц? (Подключичные.)
— Каким типом костей образован скелет птиц? (Трубчатыми.)
III. Работа по теме урока
Сегодня мы поиграем в биологическое домино. Для этого и предлагаю вам разделиться на творческие группы по 4 — 5 человек. Однако прежде чем провести турнир, нам необходимо изготовить игральные “кости”.
Ход работы
1. Прочитать § 45, выбрать и выписать названия систем органов птицы и приспособления к полету и жизнедеятельности в воздушной среде, связанные с каждой системой.
2. Изготовить “кости” домино — нарезать из картона или плотной бумаги прямоугольники размером 6 х 12 см и разделить их вертикальной линией на два равных квадрата. (Количество “костей” — от 10 штук.)
3. На одном квадрате “кости” записать название системы органов птицы, а на другом — какое-либо приспособление к полету. Можно использовать рисунки. На одной кости могут размещаться названия систем и приспособления как взаимосвязанные, так и несвязанные между собой.
(В общий перечень приспособлений к полету можно добавить части ранее изученной опорно-двигательной системы, типы перьев и т. д.)
Правила игры
1. Игра проводится в малых группах. Игрокам раздается по 1 — 2 “кости”. Остальные кости помещаются в центре стола надписями вниз. Право первого хода определяется с помощью жеребьевки.
2. Первый игрок выкладывает кость. Задача других игроков — совместить название системы органов с приспособлением для полета, характерным для этой системы.
3. Если игроки этого не могут сделать с помощью имеющихся у них “костей”, то они используют резервные кости, находящиеся в центре стола, выбирая необходимую для игры по очереди.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
(Подведение итогов игры. Учитель выставляет отметки с учетом двух критериев — полнота и точность информации, представленной на карточках биологического домино, и успешность самой игры (т. е. насколько верно были совмещены параметры).)
На следующем уроке мы будем изучать размножение и развитие птиц, а также рассмотрим, как на их жизнь влияет смена времен года. Мне потребуется помощь... (имя ученика или группы учеников), который подготовит небольшое сообщение на тему “Сезонные явления в жизни птиц”.
Домашнее задание
1. Прочитать § 45, повторить основные термины.
2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.
3. Нарисовать в альбоме на соответствующих листках строение головного мозга птицы, кровеносной системы и сердца.