Общая характеристика. Среда обитания и строение тела земноводных - КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ ИЛИ АМФИБИИ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Общая характеристика. Среда обитания и строение тела земноводных - КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ ИЛИ АМФИБИИ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые, высказывания в устной и письменной формах; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; выбирать средства достижения цели; п. — работать с различными источниками информации; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: среднее ухо; плечо, предплечье, кисть; бедро, голень, стопа; веки, слезные железы; барабанные перепонки; отделы позвоночника (шейный, туловищный, крестцовый, хвостовой); запястье, пясть, фаланги пальцев; предплюсна, плюсна; лопатки, ключицы, коракоиды; описывать характерные черты внешнего строения земноводных, связанные с условиями среды их обитания; устанавливать взаимосвязь строения кожного покрова и образа жизни амфибий; выявлять прогрессивные черты строения скелета головы и туловища земноводных, опорно-двигательной системы в целом по сравнению с рыбами; характеризовать признаки приспособленности амфибий к жизни на суше и в воде.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, таблицы и иллюстрации по теме урока; скелеты земноводных, инструктивные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Комментированный разбор заданий в тетради.)

Две страницы альбома (разворот) разделите на пять частей. Сверху напишите: “Эволюция кровеносной системы позвоночных животных”. Используя иллюстрации учебника (с. 146, 147), зарисуйте в первой части листа строение кровеносной системы рыб и отдельно строение сердца.

Следующие две страницы также разделите на пять частей. Сверху напишите: “Эволюция нервной системы позвоночных животных”. В первой части зарисуйте строение головного мозга рыбы (см. рис. 116 на с. 148 учебника).

На следующих уроках мы продолжим заполнять эти листы альбома и отобразим указанные органы и системы органов изучаемых нами животных.

III. Работа по теме урока

1. Общая характеристика земноводных

Своему названию амфибия аксолотль обязана ацтекам. Дословный перевод слова “аксолотль” означает “водяная игрушка”. Эта лягушка относится к классу животных — Земноводные, или Амфибии, о котором я расскажу вам на сегодняшнем уроке. Я представлю общую характеристику земноводных, а вы отобразите ее в своих тетрадях.

(Учащиеся ведут опорные конспекты.)

Амфибии — позвоночные животные, которые обитают на суше, но сохраняют свою связь с водной средой. Это сравнительно небольшая группа животных, насчитывающая около 5,5 тыс. видов. Внешний вид их довольно разнообразный.

(Демонстрация слайдов или иллюстраций.)

Прошу записать классификацию одного из интересных представителей земноводных — тритона обыкновенного.

Запись в тетради

Ц: Животные —> п/ц: Многоклеточные —> т: Хордовые —> п/т: Черепные —> к: Земноводные, или Амфибии —> о: Хвостатые земноводные —> с: Настоящие саламандры —> р (род): Гладкие тритоны —> в: тритон обыкновенный.

Обыкновенный тритон имеет дайну тела вместе с хвостом всего 7 — 11 см и является одним из самых маленьких среди всех видов тритонов. Самочки, как правило, меньше самцов по размерам. Это различие особенно отчетливо наблюдается во время сезона спаривания. У самца в это время на спине появляется особый гребень. В остальное время года самцы и самки обыкновенного тритона не сильно отличаются друг от друга по внешнему виду.

2. Среда обитания

Появились амфибии на Земле более 350 млн лет назад. Предположительно, они произошли от древних кистеперых рыб. Однако у земноводных есть ряд черт, не характерных для рыб и беспозвоночных животных, обитающих на суше. Давайте вспомним, какими особенностями обладают наземная и водная среды, чтобы понять, какие задачи стояли перед земноводными, чтобы им приспособиться к жизни на суше.

(Заполнение таблицы в форме обсуждения.)

Сравнительная характеристика мест обитания

Критерии для сравнения

Водная среда

Наземно-воздушная среда

Плотность среды

Высокая

Невысокая

Доступность кислорода

Кислород растворен в воде, количество его сравнительно невелико, может меняться в зависимости от условий

Кислород входит в состав воздуха, его количество постоянно, доступность неограниченная

Вес тела в среде

Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой (под водой все предметы легче)

Полностью определяется силой тяжести

Испарение с поверхности тела

Испарения нет, избыток влаги

Испарение существенное, особенно при высокой температуре

Температурный режим

Температура колеблется в незначительных пределах

Колебания температуры весьма существенные, как в течение суток, так и в разные сезоны года

Прозрачность среды (видимость)

Небольшая

Большая

Как видно из нашей таблицы, наземно-воздушная и водная среды очень различаются по своим характеристикам. Поэтому земноводным пришлось приспосабливаться сразу и к тем и к другим условиям. Попробуем определить задачи, которые нужно было решить животным, чтобы выйти из воды на сушу.

(Обсуждение задач и составление перечня.)

Задачи, которые необходимо решить для выхода на сушу:

1) дыхание атмосферным воздухом;

2) интенсивное испарение воды — проблема пересыхания покровов тела;

3) возросшая сила тяжести — увеличение нагрузки на скелет, особенно на позвоночник;

4) приспособления для передвижения на суше — другой способ передвижения;

5) размножение в условиях наземно-воздушной среды — оплодотворение, защита яиц от высыхания;

6) приспособление органов чувств к условиям новой среды (слух, зрение, обоняние);

7) переживание неблагоприятных условий — заморозки, засуха.

Попробуем определить, как земноводные решили эти задачи.

(Самостоятельная работа в парах с текстом учебника дополнительным материалом, предложенным учителем, заполнение таблицы (см. с. 185).)

(Проверка выполнения заданий, исправление допущенных ошибок.)

Черты приспособленности земноводных к разным средам

Наземно-воздушная среда

Водная среда

1. Кожное дыхание (благодаря влажной голой коже).

2. Наличие ноздрей и легких.

3. Веки защищают глаза от высыхания, засорения.

4. Полость уха отделена от внешней среды барабанной перепонкой.

5. Передние и задние конечности, состоящие из нескольких отделов и с пальцами

1. Плавательная перепонка между пальцами для передвижения в водной среде.

2. Размножение происходит только при наличии воды.

3. Дыхание осуществляется через влажную кожу

3. Внешнее строение

Теперь мы можем сформулировать несколько выводов, исходя из полученных данных, которые мы внесли в нашу таблицу. Сначала отметим те черты земноводных, которые позволяют им обитать на суше.

(Учитель выводит текст на экран или демонстрирует на магнитной доске.)

Особенности строения земноводных как приспособления к наземно-воздушной среде:

1) ноздри, через которые воздух поступает в легкие, в процессе дыхания активно участвует и влажная кожа;

2) подвижные веки для защиты глаз;

3) появление среднего уха, закрытого мембраной (барабанной) перепонкой и имеющего специальные слуховые косточки для передачи звуковых колебаний;

4) появление ног для передвижения по суше;

5) способность впадать в оцепенение при понижении температуры.

Теперь давайте отметим те черты земноводных, благодаря которым они могут обитать и в водной среде.

Особенности строения земноводных как приспособления к водной среде:

1) плавательная перепонка между пальцами;

2) газообмен осуществляется через тонкую влажную кожу, могут получать значительную часть кислорода через кожу и долго не всплывать за новой порцией воздуха;

3) размножение большинства амфибий происходит в воде, так как их икра не способна противостоять высыханию.

Вы можете задать вопрос: почему земноводные не могут полностью перейти на сухопутный образ жизни? Почему они обитают только в тех местах, где есть вода, ведь они могут приходить к воде только для размножения?

Дело в том, что легкие у амфибий имеют недостаточный объем для того, чтобы полностью взять на себя функцию дыхания. Поэтому как минимум половина всего поступающего в организм кислорода поглощается кожей. Но для того, чтобы через кожу поступал кислород, она должна быть влажной. Земноводные решили эту задачу: в их коже имеются специальные железы, которые выделяют слизь. Эта слизь не только увлажняет кожу и дает доступ кислороду, но и служит средством защиты, так как она ядовита.

Однако если кожа влажная, с нее легко испаряется вода. А при испарении вода уносит с собой тепло. Если кожа не будет влажной, лягушка не только задохнется, но и замерзнет. Чтобы поддерживать влажность кожи, земноводным приходится жить на границе двух сред — водной и наземно-воздушной, в тех местах, где испарение воды невелико. Вот поэтому земноводные обитают в основном у водоемов и в сырых местах.

Кожа амфибий прекрасно пополняет запасы воды в организме. Земноводным не приходится пить воду ртом. Водные амфибии поглощают воду всей кожей, а наземные получают воду от влажной земли или травяной росы. Кроме того, земноводные периодически линяют, и таким образом происходит обновление кожи.

4. Опорно-двигательная система

(Самостоятельная работа с текстом учебника (с. 164 — 166) по выявлению особенностей скелета земноводных (на примере лягушки). Учитель предоставляет инструктивные карточки и скелет (модель скелета) лягушки. Инструктивную карточку учащиеся вклеивают в тетрадь. В ходе выполнения задания заполняют таблицу.)

Скелет лягушки

Отделы скелета

Названия костей и их строение

Значение

Череп (скелет головы)

Кости мозговой части, кости челюстей

Защита головного мозга

Позвоночник

Позвонки (у лягушки 9: 1 + 7 + 1 + хвостовой отдел)

Защита спинного мозга и опора внутренних органов

Плечевой пояс

Лопатки, ключицы, грудина, вороньи кости

Опора для передних конечностей

Скелет передних конечностей

Плечевая кость, кости предплечья, кости кисти

Участвуют в передвижении

Тазовый пояс

Тазовые кости, сросшиеся между собой и с позвоночником

Опора для задних конечностей

Скелет задних конечностей

Бедренная, большая и малая берцовые кости, кости стопы

Участвуют в передвижении

IV. Рефлексивно-оценочный этап

(Проверка заполнения таблицы, подведение итогов работы на уроке, выставление отметок.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 35, повторить основные термины.

2. Нарисовать в альбоме представителя класса Земноводные (на выбор), записать его классификацию.

3. Подготовить сообщение об одном из представителей земноводных.






Для любых предложений по сайту: [email protected]