Общая характеристика хордовых. Бесчерепные - ТИП ХОРДОВЫЕ: БЕСЧЕРЕПНЫЕ, РЫБЫ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Общая характеристика хордовых. Бесчерепные - ТИП ХОРДОВЫЕ: БЕСЧЕРЕПНЫЕ, РЫБЫ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; работать с натуральными объектами, рисунками, фотографиями, коллекциями; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение; осознавать значимость животных в жизни человека.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: хор да, нервная трубка, плавники (спинной, хвостовой), жаберные отверстия, околожаберная полость; выделять основные признаки хордовых; характеризовать принципы разделения типа Хордовые на подтипы; объяснять особенности внутреннего строения хордовых на примере ланцетника; обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых; аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными животными.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, таблицы и иллюстрации “Строение ланцетника”, “Тип Хордовые”.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, проводит анализ результатов проверочной работы и выставляет отметки.)

II. Работа по теме урока

1. Общая характеристика бесчерепных

Мы переходим к изучению позвоночных животных. Надо сказать, что принадлежащие к этой группе животных классы — Птицы, Рыбы, Амфибии, Рептилии и Млекопитающие, — составляют всего 5% всех известных живых организмов на Земле. Подавляющее большинство организмов (95%) относится к беспозвоночным.

Бесчерепные — примитивные хордовые животные, принадлежат к одному роду — ланцетник. В этом роде около 30 видов.

Ланцетник очень мало изменился за последние 500 млн лет. Это животное не является редким. В Китае из этих предков всех позвоночных варят суп, а также жарят ланцетников или едят в сушеном виде.

В конце XVII в. во время одной из своих многочисленных экспедиций академик Петр Симон Паллас обнаружил на небольших глубинах Черного моря неизвестное животное. Он принял его за моллюска и назвал “ланцетовидным слизнем”. Но, внимательно изучив животное, ученый сделал заключение, что по общему типу строения оно скорее напоминает рыбу. Поэтому обнаруженное существо стали считать наиболее примитивной формой рыб.

Через 60 лет после открытия животного, которого к тому времени стали называть ланцетником, знаменитый русский ученый Александр Онуфриевич Ковалевский, изучавший зародышевое строение животных, установил, что ланцетник занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными животными. Ланцетник до сих пор привлекает к себе много внимания в научных кругах, среди ученых-биологов и философов. Причина такого интереса заключается в огромном значении сведений, полученных в результате изучения животного. Благодаря проведенным исследованиям было установлено, как происходило развитие позвоночных животных. Из всех существующих животных именно ланцетник ближе всего к древним предкам позвоночных.

2. Строение хордовых животных

Ребята, вы помните, что такое опорный конспект? Это фиксирование информации при помощи понятных вам условных знаков. Я представлю вам общую характеристику хордовых животных, а вы отобразите ее в своих тетрадях.

Тип хордовых объединяет более 40 тыс. видов животных, разнообразных по внешнему виду, образу жизни и условиям обитания. Хордовые живут на поверхности суши, в толще почвы, в воде, среди них есть и летающие формы. Развитие внутреннего скелета в ходе эволюции обусловливает разнообразие органов, способных осуществлять все жизненно важные функции организма. Совершенствовались органы движения, изменялись покровы тела, развивались органы дыхания, кровообращения, органы чувств и нервная система, регулирующая и координирующая работу всех систем органов.

Хордовыми называют животных, которые имеют внутренний скелет в виде опорной оси, образованной костями и хрящом. К хордовым, или позвоночным, относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие. У ланцетника опорная ось представлена плотным упругим тяжом — хордой. У более высокоорганизованных животных хорда превращается в позвоночник, состоящий из костной и хрящевой тканей.

Нервная система представлена нервной трубкой, которая расположена на спинной стороне тела, над хордой.

В боковых стенках глотки хордовых имеются парные сквозные отверстия; глотка является одновременно отделом и пищеварительной, и дыхательной системы. Эти отверстия сохраняются пожизненно только у водных низших хордовых, а у всех остальных бывают только в эмбриональном состоянии.

Кровеносная система замкнутая. Сердце расположено на брюшной стороне, под хордой и пищеварительной системой. У хордовых развитая мускулатура, в головном отделе тела расположены органы чувств.

Хордовые — это двусторонне — симметричные животные, имеющие вторичную полость тела и вторичный рот, который располагается на конце, противоположном его первоначальному положению, поэтому их именуют вторичноротыми. У хордовых наблюдается общий план строения и расположения внутренних органов.

3. Строение и размножение ланцетника

(Первый вариант. Рассказ учитель сопровождает демонстрацией на плакатах и таблицах. Учащиеся ведут опорный конспект.

Второй вариант. Прием комментированного чтения. Учащиеся по цепочке читают текст, учитель вносит свои комментарии и пояснения после каждого абзаца. Затем учитель помогает составить классификацию.)

Запись в тетради

Ц: Животные —> п/ц: Многоклеточные —> т: Хордовые —> п/т (подтип): Бесчерепные —> с (семейство): Ланцетниковые —> р (род): Ланцетники —> в: ланцетник европейский.

III. Рефлексивно-оценочный этап

Пришло время сделать выводы из нашего рассказа.

— Продолжите следующие предложения.

Ланцетник — это... (хордовое) животное. Хорда доходит до самого переднего конца тела и в отличие от позвоночных сохраняется... (всю жизнь). Головной отдел не обособлен, череп... (отсутствует). Нервы к внутренним органам и поверхности тела тянутся от расположенной над хордой... (нервной трубки). Пищеварительная система начитается... (ротовым отверстием). Кровеносная система у него... (замкнутая).

Домашнее задание

1. Прочитать § 29, повторить основные термины.

2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.






Для любых предложений по сайту: [email protected]