ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Значение и разнообразие Кишечнополостных - ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ Coelenterata
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации сообщения; р. — рецензировать сообщения одноклассников; выполняя поставленную задачу, сравнивать результаты с эталоном; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение, эстетическое отношение к объектам природы; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: полип, медуза, жизненный цикл, чередование поколений, личинка, нервные
узлы; различать различных представителей типа на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; характеризовать отличительные признаки классов кишечнополостных; выявлять черты сходства и различий жизненных циклов гидроидных и сцифоидных медуз; устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функций организма кишечнополостных; называть признаки, свидетельствующие о древнем происхождении кишечнополостных; раскрывать роль кишечнополостных в экосистемах; описывать многообразие мира кишечнополостных; осознавать важность знаний о кишечнополостных как животных, способных причинять вред здоровью человека.
Оборудование: учебник, магнитная или интерактивная доска, таблицы, подготовленная учащимися компьютерная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Кишечнополостные — самые древние из настоящих многоклеточных животных. За миллионы лет своего развития представители этого типа сумели приспособиться к самым разнообразным условиям обитания. Лишь немногие из них обитают в пресных водах, а в основном они встречаются в морях и океанах. Эти существа заселили буквально весь океан от его поверхности до предельных глубин, их можно обнаружить и в полярных областях, и в тропиках.
Поселяются кишечнополостные на самых разных грунтах, некоторые из них могут выносить значительную соленость морской воды, а отдельные виды проникли в пресные воды. Почти повсеместно они играют важную роль в образовании сообществ морских животных и растений.
Друзья, сегодня наш ждет увлекательное виртуальное путешествие в мир коралловых полипов, актиний, медуз и других кишечнополостных. Слушая сообщения ваших одноклассников, фиксируйте данные в сравнительной таблице.
Разнообразие кишечнополостных
Критерий для сравнения |
Гидроидные |
Коралловые полипы |
Сцифоидные медузы |
Представители |
|||
Место обитания |
|||
Жизненная форма |
|||
Жизненный цикл |
|||
Способ передвижения |
|||
Симметрия тела |
|||
Способ размножения |
2. Презентация и обсуждение сообщений
(Продолжительность каждого доклада 4—5 мин. Группа учеников-экспертов (2—3 человека) следит за соблюдением регламента.)
Дополнительный материал
Факты и темы для сообщений
Медузы. В водах Атлантического океана обитает огромная, около 2 м в диаметре, медуза под названием морская ворвань. Эта медуза настолько ядовита, что даже если ее поместить в бочку с водой, человек ощутит ожог при одном лишь прикосновении к воде. А яд медузы физалии напоминает по своему действию яд кобры. Выделяемый медузой хиропсальмусом яд действует почти мгновенно; если человеку не оказать медицинскую помощь, смерть наступает через 5—8 мин. Яд австралийской медузы с говорящим названием морская оса останавливает работу сердца человека в течение 1—3 мин.
Самое крупное кишечнополостное — это арктическая медуза цианея капиллата, обитающая в северо-западной части Атлантического океана. Одна из представительниц этого вида, выброшенная на берег во время шторма, имела диаметр колокола 2,28 м, а ее щупальца были длиной 36,5 м.
Тело большинства медуз образовано студенистой массой (мезоглеей), состоящей на 98% из воды и небольшого количества белка коллагена, который у человека входит в состав кожи.
Максимальная скорость плавания медуз — 55 км/ч.
Многие медузы отличаются непомерным аппетитом. Так, одна черноморская аурелия с диаметром колокола 50 см поглощает в час около 10 мальков (1 малек за 6 мин).
Полипы. Самый большой коралловый риф (колония крошечных кишечнополостных, образующих защитный известковый скелет вокруг себя) — это Большой Барьерный риф на северо-восточном побережье Австралии. Его длина составляет 2027 км, ширина — 72 км, а общая площадь — 207 км2.
Одним из самых интересных представителей полипов является актиния. Это обитатель теплых тропических морей, который благодаря яркой окраске внешне напоминает фантастический цветок. Отсюда и второе название актиний - морские анемоны. Среди них встречаются хищники и фильтраторы. А некоторые виды актиний могут вступать во взаимовыгодное сожительство с раками-отшельниками.
В античные и средневековые времена красный коралл, добываемый н Средиземном море, ценился гораздо выше, чем такие драгоценные камни, как изумруд или рубин.
В стрекательных клетках коралла зоантария Palythoa содержится политоксин — самый сильнодействующий яд из всех изученных; этот яд в количестве 0,01 мг способен убить взрослую мышь.
Самой крупной является ковровая актиния, ее диаметр 1,5 м.
III. Рефлексивно-оценочный этап
(Обсуждение докладов. Проверка и комментирование рисунков кишечнополостных. Можно выбрать лучший рисунок и выставить отметку.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 13, повторить основные термины.
2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.