Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Жгутиконосцы - Protozoa - ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Жгутиконосцы - Protozoa - ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации сообщения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; п. — работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и рисунок), строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение, элементы экологической культуры, эстетическое восприятие объектов природы.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: органоиды движения, базальное тельце, клеточный рот, глазок, автотрофное и гетеротрофное питание', характеризовать среду обитания жгутиконосцев; устанавливать взаимосвязь характера питания и условий среды обитания; обосновывать вывод о промежуточном положении эвглены зеленой; приводить доказательства более сложной организации колониальных форм жгутиконосцев; раскрывать роль жгутиконосцев в экосистемах; осознавать роль микроскопических животных в природе и в жизни человека.

Оборудование: учебник, магнитная или интерактивная доска, таблицы и иллюстрации по темам “Эвглена зеленая”, “Амеба протей”.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Учитель берет на проверку рабочие тетради у нескольких учеников. Проверяет, комментирует и выставляет отметки.

Фронтальный опрос.)

— О какой особенности простейших говорит Эразм Дарвин в стихотворении “Храм природы”: “А там играет формами

протей, // То куб, то шар, то будто червь иль змей”. (Простейшие не имеют постоянной формы тела.)

— Дайте классификацию фораминиферов.

— Как размножается амеба? (Бесполым путем — делением клетки надвое.)

— Чем дышит амеба в воде? (Растворенным в воде кислородом.)

III. Работа по теме урока

Представители класса Жгутиконосцы — активно передвигающиеся простейшие, имеющие органоиды движения — жгутики. Число жгутиков у разных видов различается.

С особенностями представителя этого класса мы познакомимся, сравнивая с известной нам амебой обыкновенной. Прошу записать в тетради классификацию эвглены зеленой, изменив только класс и вид по сравнению с классификацией амебы.

В доклады включены вопросы, на которые можно легко ответить, используя материал § 8, 9.

(Заслушивание сообщений о эвглене и амебе протей. Ответы на вопросы учителя по тексту докладов — сравнение амебы и эвглены.)

Примерное содержание сообщений

Амеба протей

Классификация: царство Животные; подцарство Простейшие; тип Саркодовые и жгутиконосцы; класс Саркодовые; подкласс Корненожки.

Место обитания: небольшие пресные водоемы.

Внешний облик: не имеет постоянной формы тела.

Способ передвижения: при помощи непостоянных выростов цитоплазмы. Подобным образом передвигаются и бесцветные клетки крови — лейкоциты. Их характерное движение так и называется — амебоидным.

Дыхание: для дыхания использует растворенный в воде кислород.

Выделение: за выделение отвечает сократительная вакуоль.

Питание: гетеротрофное — захватывает ложноножками бактерии, одноклеточные организмы, мелкие органические частицы, затем образует вокруг них пищеварительную вакуоль, где пища переваривается. Из вакуоли переваренная пища всасывается в цитоплазму.

Размножение: бесполое, путем деления клетки надвое.

Раздражимость: реагирует на внешние сигналы, отвечает на воздействие окружающей среды.

Эвглена зеленая

Классификация: царство Животные; подцарство Простейшие; тип Саркодовые и жгутиконосцы; класс Жгутиковые; подкласс Жгутиконосцы.

Место обитания: небольшие загрязненные пресные водоемы.

Внешний облик: постоянная веретеновидная форма тела благодаря тонкой и эластичной оболочке.

Способ передвижения: на переднем конце тела имеется один длинный жгутик. Когда жгутик вращается, он словно ввинчивается в воду и тянет эвглену за собой.

Дыхание: для дыхания использует растворенный в воде кислород.

Выделение: за выделение отвечает сократительная вакуоль.

Питание: в темноте гетеротрофное — всасывание растворенных в воде питательных веществ, а на свету — автотрофное. В цитоплазме эвглены находятся хлоропласты, содержащие зеленый пигмент хлорофилл, т. е. это животное способно к фотосинтезу. В условиях достаточной освещенности эвглена может питаться с помощью фотосинтеза (как и растительные организмы).

Размножение: бесполое, путем деления клетки надвое.

Раздражимость: реагирует на внешние сигналы, отвечает на воздействие окружающей среды.

Эвглена зеленая может служить хорошим индикатором степени биологической очистки воды. При снижении бактериальных загрязнений ее численность резко возрастает.

Вопросы к докладу

— Что служит опорой для активно двигающего жгутика эвглены зеленой? (В основании жгутика находится плотное базальное тельце, которое служит его опорой.)

— Как осуществляется газообмен у эвглены зеленой? (Газообмен осуществляется через поверхность тела. Через мембрану кислород попадает в клетку, где используется в процессе жизнедеятельности, а образующийся углекислый газ удаляется во внешнюю среду.)

— Отличается ли способ дыхания у эвглены и амебы? (Нет.)

— Как продукты распада эвглены и амебы выводятся из организма? (Они накапливаются в сократительной вакуоли, а потом выталкиваются наружу с небольшим количеством воды.)

— Почему эвглену сравнивают с растением? (Может питаться автотрофно, с помощью фотосинтеза.)

— В каком состоянии эти простейшие переживают неблагоприятные условия? (В состоянии цисты.)

Интересно, что некоторые простейшие участвуют в очистке сточных вод. Для очистки используют активный ил, представляющий скопления 12 видов бактерий и простейших (в том числе и жгутиконосцев), отмерших водорослей и водных микроорганизмов. Его применяют при биохимической очистке сточных вод от органических загрязнителей, которые окисляются микроорганизмами.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.

Домашнее задание

1. Прочитать § 9, повторить основные термины.

2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.

3. Нарисовать в альбоме представителя жгутиконосцев (на выбор), записать его классификацию.






Для любых предложений по сайту: [email protected]