БИОЛОГИЯ 6 класс - разработки уроков
Строение дыхательной системы позвоночных животных
Цель урока:
· Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения дыхательной системы позвоночных
· Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь
· Воспит. Воспитывать бережное отношение к природе как целостной единице всего живого.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Методы контроля знаний.
1. Значение питания для жизни всего живого.
2. Какие функции выполняют питательные вещества - белки, жиры, углеводы.
3. Какие общие черты характерны для пищеварительной системы многоклеточных.
4. В чем сходство и отличие в строении пищеварительной системе гидры и простейших?
5. Постройте на доске схему строения пищеварительной системы дождевого червя, птицы, млекопитающих.
Основная часть.
Для расщепления органических веществ на более простые необходим сложный процесс, главную роль которого составляет кислород. Среди веществ, которые образуются в этом процессе есть ненужные и даже вредные организму. Таким является углекислый газ, его организм выделяет во время дыхания.
Процесс поглощения кислорода и выделения из организма углекислого газа носит название газообмен.
Дыхание происходит непрерывно. Чем больше энергии человек затратит, тем больше его организму требуется кислорода. Вот почему после выполнения сложных упражнений мы дышим чаще (самостоятельное чтение на стр. 131).
СТРОЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ.
Гидра. Органы дыхания отсутствуют. Она дышит растворенным в воде кислородом всей поверхностью тела.
Дождевой червь. Поглощает кислород через поверхность кожи, а затем кислород проникает в кровь, а обратно выводится углекислый газ.
Моллюски. Через верхний и нижний сифон вода циркулирует по организму. Из воды через жабры в кровь происходит поступление кислорода.
Садовая улитка. Через дыхательное отверстие кислород попадает в легкие.
Пауки. Пара легочных мешков, а так же два пучка дыхательных трубочек - трахей.
Жуки. Трахеи - хитиновые трубки, которые выходят в особые отверстия дыхальца расположенные по краям тела.
Рыбы. Жабры которые состоят из жаберных дуг.
Земноводные. Продолговатые мешки с эластичными стенками.
Пресмыкающиеся. Легкие сходны по строению с земноводными, но поверхность больше.
Птицы. Плотные, губчатые легкие, которые пронизаны сильно ветвящимися бронхами и густой сетью капилляров.
Млекопитающие. Легкие с хорошо разветвленными бронхами.
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала.
Ответы на вопросы после П. 36, 37.
Построение схем с помощью идеографических знаков.
Итоговый контроль. Анализ урока. Д/3 П. 36,37.