Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год
Первая помощь при повреждениях кожи - ГИГИЕНА КОЖИ - 9 класс
Цели урока:
обучающая: формировать представление о необходимости соблюдения правил гигиены кожи; изучить способы оказания первой помощи при ожогах, отморожениях, тепловом и солнечном ударах;
развивающая: развивать практические умения оказания первой помощи пострадавшим при ожогах, отморожениях, тепловом и солнечном ударах;
воспитательная: воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, умение оказывать первую помощь при ожогах и отморожениях, тепловом и солнечном ударах.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения:
— по характеру взаимной деятельности учителя и учащихся: объяснительно-иллюстративный;
— по основным компонентам деятельности учителя: словесные, наглядные;
— по источникам передачи и характеру восприятия информации: словесные методы (рассказ, беседа), наглядные (показ, демонстрация).
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Опорные термины, понятия: эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка, терморегуляция, потовые и сальные железы, гигиена кожи, ожоги, отморожения, тепловой удар, солнечный удар.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация “Первая помощь при повреждениях кожи”, таблица “Строение кожи”, средства по уходу за кожей.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
— обосновывать необходимость соблюдения правил личной гигиены и гигиены кожи в частности;
— применять знания для оказания первой помощи пострадавшим при ожогах, отморожениях, тепловом и солнечном ударах.
- Проверка домашнего задания
Ø Деятельность учителя
Сообщает: “Сегодня в начале урока мы вспомним материал предыдущего урока, что в свою очередь позволит нам перейти к изучению нового материала. Ведь без необходимого уровня знаний по изученному материалу трудно будет изучать новую тему”.
Ø Деятельность учащихся
Готовятся к проверке домашнего задания.
Ø Деятельность учителя
Для письменной проверки уровня знаний учащихся выдает карточки с заданиями.
Ø Деятельность учащихся
Выполняют письменную работу, на которую отводится не более 7 минут.
Ø Деятельность учителя
Раздает карточки-задания с карточками ответов для выполнения самостоятельной работы.
Ø Деятельность учащихся
Выполняют самостоятельную работу. Рядом с вопросами (обозначены прописными буквами от А до Ж) расположены варианты ответов (от 1 до 12). Выбранный ответ учащиеся обозначают крестиком или галочкой в соответствующей графе карточки ответов.
Карточка-задание
Вопросы |
Варианты ответов |
||
А |
Какие функции выполняет кожа? |
1 |
Защитная |
Б |
Как называется самый глубокий слой кожи? |
2 |
Кровеносные сосуды |
В |
Назовите средний слой кожи. |
3 |
Мышцы |
Г |
Как называется наружный слой кожи? |
4 |
Терморегуляция |
Д |
Как называется уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме? |
5 |
Выделительная |
6 |
Кожа |
||
Е |
Что происходит с кровеносными сосудами при повышении температуры воздуха? |
7 |
Подкожная клетчатка |
8 |
Суживаются |
||
Ж |
Какой слой кожи препятствует теплоотдаче? |
9 |
Эпидермис |
10 |
Теплоотдача |
||
11 |
Расширяются |
||
12 |
Дерма |
Карточка ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
А |
||||||||||||
Б |
||||||||||||
В |
||||||||||||
Г |
||||||||||||
Д |
||||||||||||
Е |
||||||||||||
Ж |
Ø Деятельность учителя
Проводит устную проверку уровня знаний учащихся по следующим вопросам:
- Как называется верхний слой кожи?
- Расскажите, из каких слоев состоит кожа.
- Какие функции выполняет кожа?
- Расскажите о функциях сальных желез.
- Из каких слоев состоит эпидермис?
- От чего зависит цвет кожи?
- В чем выражается терморегуляция кожи?
- Как будет осуществляться терморегуляция, если окружающий воздух насыщен водяными парами, а его температура ниже температуры тела и т. д.?
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на поставленные вопросы.
Предполагаемые правильные ответы:
- Эпидермис.
- Наружный слой — эпидермис и внутренний — дерму (собственно кожу), переходящую в подкожную жировую клетчатку.
- Терморегуляция, защитная, осязание, ориентация, выделение воды с минеральными солями и мочевиной, дыхание, сохранение воды.
- Сало сальных желез смазывает кожу и волосы, предохраняя их от высыхания и смачивания водой.
- Эпидермис состоит из мертвого ороговевшего слоя и живых делящихся клеток.
- Цвет кожи зависит от содержания пигмента меланина, который придает коже окраску и поглощает ультрафиолетовые лучи, защищая этим организм.
- Она выражается в испарении пота, расширении сосудов, сужении сосудов, дрожании кожи.
- Чем ниже температура воздуха, тем больше организм отдает тепла. Отдача тепла усиливается еще больше, если в воздухе при низкой температуре много водяных паров.
- Организационный момент, постановка проблемы
Ø Деятельность учителя
Вступительное слово: “Являясь важным органом чувств, кожа защищает наш организм от неблагоприятных метеорологических, механических и химических факторов внешней среды. При этом неповрежденные кожные покровы представляют непроницаемый барьер почти для всех микробов и вирусов. Следует подчеркнуть, что все указанные функции кожи могут нарушаться при ее значительном загрязнении. Поэтому очень важно соблюдать гигиену кожи”.
Сообщает учащимся тему, цели урока и формы организации их деятельности.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочих тетрадях тему урока.
III. Изучение нового материала
Ø Деятельность учителя
Знакомит учащихся с особенностями гигиены кожи: “Чтобы кожа была молодой и красивой, нужно правильно и регулярно ухаживать за ней”.
Сообщает учащимся правила гигиены кожи.
Также должен отметить, что при соблюдении правил гигиены кожи следует учитывать, что благотворное влияние на кожу оказывают: свежий воздух, умеренное воздействие солнечных лучей, водные процедуры, включая морские купания. Они повышают устойчивость кожи к внешним раздражителям. Также полезны занятия спортом и физкультурой.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочих тетрадях правила гигиены кожи:
1) кожу необходимо содержать в чистоте (умываться каждый день);
2) с поверхности кожи необходимо регулярно удалять выделения сальных и потовых желез;
3) менять нательное белье следует каждый день;
4) при покупке обуви следует обращать внимание на ее соответствие требованиям гигиены;
5) необходимо правильно ухаживать за волосами и ногтями;
6) необходимо правильно питаться.
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся рассмотреть процесс оказания первой помощи пострадавшим при ожогах, отморожениях, тепловом и солнечном ударах. Демонстрирует опыт № 6 “Первая помощь при ожогах и отморожениях, тепловом и солнечном ударах” (слайд № 1).
Ø Деятельность учащихся
Слушают учителя, наблюдают за демонстрацией опыта.
Ø Деятельность учителя
Дает определение понятию “ожог”, рассказывает о классификации ожогов. Демонстрирует слайды № 2 и № 3.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочих тетрадях определение понятия “ожог” — повреждение тканей, возникающее в результате местного термического, химического или иного энергетического воздействия на кожу.
Ø Деятельность учителя
Разъясняет учащимся, что чем раньше оказывают первую помощь обожженным, тем реже у тех отмечаются осложнения. Для этого необходимо:
- Погасить горящую одежду на человеке, для этого на пораженного набрасывают куртку, пальто, одеяло с целью гашения пламени огня.
- Обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее вокруг, оставляя на месте прилипшие к ожогу остатки одежды.
- На поверхность ожога накладывают стерильную повязку, можно смочить ее спиртом, водкой, одеколоном.
- Ни в коем случае нельзя нарушать оболочку пузырей, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.
- При обширных ожогах пораженного лучше всего завернуть в чистую простыню, ввести обезболивающее средство, чтобы предупредить шок.
- Обожженного необходимо срочно транспортировать в медицинское учреждение.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочих тетрадях последовательность оказания первой помощи обожженным.
Ø Деятельность учителя
Обращает внимание учащихся на действия, которые не следует делать при ожогах. Демонстрирует слайд № 4.
Ø Деятельность учащихся
Отмечают в рабочих тетрадях действия, которые нельзя делать при ожогах.
Ø Деятельность учителя
Знакомит учащихся с определением понятия “отморожение”, рассказывает о классификации отморожений. Демонстрирует слайды № 5 и № 6.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочих тетрадях определение понятия “отморожение” — повреждение тканей человека под влиянием холода.
Ø Деятельность учителя
Рассказывает учащимся о правилах оказания первой помощи пострадавшим при отморожении. Демонстрирует слайды № 7 и № 8.
Ø Деятельность учащихся
Записывают особенности оказания первой помощи в рабочих тетрадях:
1) необходимо ввести пострадавшего в ближайшее теплое помещение, снять промерзшую обувь, носки, перчатки;
2) согреть замерзшую поверхность и пострадавшего в целом;
3) растереть замерзшую поверхность от периферии к центру рукой или мягкой шерстяной тканью до появления розового цвета кожи;
4) наложить на отмороженный участок тела стерильную повязку;
5) дать пострадавшему теплое питье;
6) срочно вызвать врача, “скорую помощь” для оказания врачебной помощи и решения вопроса о госпитализации.
Ø Деятельность учителя
Задача учителя при рассмотрении особенностей теплового и солнечного ударов — разъяснить учащимся, что в их основе заложены похожие симптомы, однако солнечный удар имеет более тяжелые последствия. Демонстрирует слайды № 9 и № 10.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочих тетрадях определение понятий “тепловой и солнечный удары”.
Ø Деятельность учителя
Демонстрирует учащимся особенности оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Демонстрирует слайд № 11.
Ø Деятельность учащихся
Фиксируют особенности оказания первой помощи в тетрадях:
1) СРОЧНО! Устранить тепловое воздействие;
2) удалить пострадавшего из зоны перегревания;
3) уложить на открытой площадке в тени;
4) дать вдохнуть пары нашатырного спирта с ватки;
5) освободить от верхней одежды;
6) смочить лицо холодной водой, осуществить похлопывание по груди мокрым полотенцем;
7) положить на голову пузырь с холодной водой;
8) вызвать бригаду “скорой помощи”.
- Закрепление изученного материала
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся решить ситуационные задачи.
Задача № 1
У ребенка, пострадавшего на пожаре, на передней поверхности грудной клетки обнаружено покраснение кожи, пузыри, заполненные светлой жидкостью. К коже прилипли лоскутки обгоревшей рубашки. Ваши предположения. Перечислите мероприятия по оказанию первой помощи.
Ø Деятельность учащихся
Предполагаемый правильный ответ № 1: У ребенка ожоги 1-й и 2-й степени.
Первая помощь: 1) наложить на поверхность ожогов стерильную салфетку, пеленку, простынь, ткань; 2) ввести, если возможно, анальгин внутримышечно или дать 2—4 таблетки анальгина; 3) положить поверх салфетки холод (пузырь со льдом, снег в целлофановых пакетах, бутылки с холодной водой); обрабатывать дезинфицирующим раствором раны не следует; 4) дать обильное теплое питье; 5) вызвать “скорую помощь” или срочно доставить в лечебное учреждение (по обстоятельствам).
Ø Деятельность учителя
Задача № 2
Учащийся жалуется на общую слабость, головную боль, головокружение, потемнение в глазах. Целый день, который был очень жарким, провел на спортивной площадке. Ваши предположения. Перечислите мероприятия по оказанию первой помощи.
Ø Деятельность учащихся
Предполагаемый правильный ответ № 2: У учащегося тепловой (солнечный) удар.
Помощь: 1) уложить в тени или прохладном помещении; 2) дать холодное питье; 3) приложить салфетки, смоченные холодной водой, к голове, сосудам шеи, подмышечным и паховым областям; 4) вызвать “скорую помощь” или срочно доставить в лечебное учреждение, сообщить родителям, отправить домой (по обстоятельствам).
Ø Деятельность учителя
Задача № 3
В лыжном походе у одного из участников появились следующие симптомы в области левой ступни ноги: чувство жжения, покалывания с последующим онемением пораженного участка, затем появились кожный зуд и боль. Ваши предположения. Перечислите мероприятия по оказанию первой помощи.
Ø Деятельность учащихся
Предполагаемый правильный ответ № 3: У лыжника отморожение первой степени.
Помощь: 1) необходимо доставить пострадавшего в теплое помещение; 2) следует согреть до покраснения теплыми руками, легким массажем, растираниями шерстяной тканью, дыханием; 3) наложить ватно-марлевую повязку; 4) дать теплое питье.
- Рефлексия
Ø Деятельность учителя
С целью выяснения самооценки учащихся предлагает им выполнить упражнение “На какой я ступеньке?”.
Раздает бланки с нарисованной на них лесенкой из 10 ступеней. Дает инструкцию: “Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь”.
После того как все нарисовали, сообщает ключ к этой методике:
— 1—4 ступеньки — самооценка занижена;
— 5—7 ступеньки — самооценка адекватна;
— 8—10 ступеньки — самооценка завышена.
Ø Деятельность учащихся
Заполняют бланки ответов и сдают их учителю.
- Домашнее задание
Ø Деятельность учителя
Предлагает выполнить следующие задания. Изучить § 48, 49. Ответить на вопросы в конце параграфов. Заполнить таблицу “Характеристика ожогов и отморожении”.
Ø Деятельность учащихся
Записывают домашнее задание, заполняют дома таблицу.
Характеристика ожогов и отморожении
Травма |
Степень |
Признаки |
Первая помощь |
Ожог |
I степень |
Покраснение, припухлость и болезненность кожи. |
Освободить от одежды обожженные места, полить холодной водой; наложить на рану стерильную повязку и отправить пострадавшего к врачу. |
II степень |
Появление пузырей с жидкостью. |
||
III степень |
Омертвление кожи, появление струпа (корки). |
||
IV степень |
Омертвление кожи и тканей под ней. |
||
Отморожение |
I степень |
Потеря чувствительности и побеление кожи. |
Поместить пострадавшего в теплое место, дать горячую пищу и питье, укутать одеялами и теплыми грелками. Растирать при I степени спиртом, пои II—IV — наложить стерильную повязку и отправить к врачу. |
II степень |
Появление пузырей с прозрачной жидкостью. |
||
III степень |
Омертвление кожи, образование рубцов. |
||
IV степень |
Некроз кожи, мягкой ткани, кости с последующим отторжением. |