Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017
Особенности химического состава живых организмов - БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ
Неорганические и органические вещества, их роль в организме
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД: к. — добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р. — самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; п. — осуществлять исследовательскую деятельность; л. — формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты: знать химические вещества клетки (неорганические и органические), роль органических веществ в клетке, значение минеральных солей для организма.
Оборудование: учебник, стеклянная пробирка, спиртовка, спички, растительная ткань (сухая чешуя лука), кусочки теста, стаканы с водой, кусочки марли размером 20 х 20 см, йод, пипетка, кусочки картофеля, кусочки бумаги размером 3x3 см, пестики (по количеству групп), семена подсолнечника, клей.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
Сегодня наш урок посвящен исследованию веществ, из которых состоит живая клетка, т. е. ее химическому составу.
II. Работа по теме урока
— Мы уже знаем, что изучать природу можно различными методами. Напомните их, пожалуйста. (Наблюдение, моделирование, эксперимент.)
— Можете ли вы по тому оборудованию, которое вы видите на своих партах, предположить, какой же метод мы сегодня применим для изучения веществ клетки? (Эксперимент.)
— Давайте вспомним последовательность действий при эксперименте. (Постановка цели, проведение опыта, получение результатов, оценивание результатов и их объяснение.)
(Далее учитель на доске, а ученики в тетрадях чертят таблицу.)
Вещества клетки |
Опыт |
Значение вещества |
— Откройте учебник на с. 25. Прочитайте текст “Вещества клетки”.
(Один ученик читает вслух, остальные следят по тексту.)
Все прочитанное является гипотезой, которую необходимо подтвердить или опровергнуть.
(Учитель демонстрирует опыты № 1 и 2 с нагреванием, показывающие, что живые организмы и живые клетки, из которых они образованы, состоят из минеральных веществ — воды и солей, и комментирует все свои действия.)
В стеклянную пробирку положим сухую чешуйку лука, закрепим пробирку в держатель (это необходимо, чтобы не обжечь руку во время нагревания), зажжем спиртовку и начнем нагревать пробирку. Через некоторое время на стенках пробирки появляются капельки воды, которые выделились из растительного материала.
(Дети по очереди подходят к учителю, и он демонстрирует им капельки воды.)
При дальнейшем нагревании из пробирки появляется дымок, а растительный материал обугливается. Зола, оставшаяся после сгорания чешуек лука, — это минеральные соли, которые не горят.
(Дети по очереди подходят к учителю, и он демонстрирует им результаты опыта. Этот этап урока можно совместить с физкультминуткой. Далее учитель заполняет таблицу на доске, а ученики в тетрадях. Колонку “Значение вещества” ученики заполняют самостоятельно, работая с текстом учебника. Следующие опыты по обнаружению органических веществ в клетке ученики выполняют самостоятельно, но с обязательными комментариями и помощью учителя. Продолжают заполнять таблицу. Выполняя опыт № 4, учитель может при необходимости помочь капнуть йод. При проведении опыта № 5 учитель просит раздавить семена подсолнечника на приготовленных листочках бумаги. Затем эти листочки со следами растительного жира вклеиваются в тетрадь в графу таблицы “Опыт”.)
Вещества клетки |
Опыт |
Значение вещества |
Минеральное вещество — вода |
Рисунок (опыт № 1) |
Участвует во всех процессах клетки |
Минеральное вещество — соль |
Рисунок (опыт № 2) |
Придает прочность, защищает |
Белок |
Рисунок (опыт № 3) |
Движение, транспорт веществ |
Углевод (крахмал) |
Рисунок (опыт № 4) |
Основной источник энергии, строительная функция |
Жир |
Рисунок (опыт № 5) |
Запасной источник энергии |
— Какой вывод вы сделали, проведя опыты? (Опытным путем мы определили, что живая клетка состоит из органических и минеральных веществ, которые необходимы для построения клеток и всех процессов жизнедеятельности в клетке.)
III. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель подводит итог работы, хвалит учеников, собирает рабочие тетради для проверки (оцениваются правильность оформления, заполненность таблицы, аккуратность).)
Домашнее задание
Прочитать § 6, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.