Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017
Природные сообщества - ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД: к. — добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р.— самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; п. - анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; л. — формировать личностные представления о ценности природы.
Планируемые результаты: знать понятия пищевая цепь, природное сообщество, звенья пищевой цепи', научиться называть элементы круговорота веществ.
Оборудование: учебник; карточки для индивидуального опроса; рисунки, выполненные учениками дома; проектор; экран; магнитная доска; магнитные стрелки; картинки (растение, кузнечик, птица, микробы).
Предварительная подготовка к уроку: учитель заранее выводит на экран изображение пищевых цепочек.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
(Шесть человек получают карточки с заданиями. Лучше отсадить этих учеников на первые или на последние парты.)
Карточка 1
— Заполните пустые графы таблицы.
Живой организм |
Фактор |
Приспособление |
Ласточка |
Перелет в теплые страны |
|
Поедание другими животными |
Защитная окраска |
|
Насекомое палочник |
Замирает и становится похожим на веточку |
|
Ящерица |
Высокая температура среды |
Карточка 2
— Заполните пустые графы таблицы.
Живой организм |
Фактор |
Приспособление |
Оса |
Жало |
|
Дерево |
Низкая температура |
|
Приспособление к опылению |
Яркие пахучие цветы |
|
Отсутствие пищи |
Спячка |
Карточка 3
— Закончите предложения.
1)Для растений важным фактором является...
2)Для растений важны и факторы живой природы, например...
3)На жизнь животных оказывают сильное влияние такие факторы неживой природы, как...
4)Влияют на них и факторы живой природы: ...
(Остальные ученики устно отвечают на вопросы.)
— Расскажите о влиянии среды на организм.
— Расскажите о приспособленности организмов к среде обитания.
(Ярмарка рисунков. Ученики тихо перемещаются по классу, показывают свои рисунки и рассматривают чужие, задают вопросы. Нужно обменять свой рисунок на другой понравившийся. Для большей мобильности и тишины можно задать направление и время. Например, ученики первого ряда 2 мин общаются с учениками второго ряда, потом ученики второго ряда — с учениками третьего ряда, а ученики третьего ряда — с учениками первого ряда. Так, в ходе этой работы ученики постоянно двигаются, физкультминутку на данном уроке можно не проводить.)
III. Работа по теме урока
— Что такое круговорот воды в природе? Кто сможет нам напомнить, как он происходит?
Но не только вода совершает круговороты. Все вещества на Земле постоянно перемещаются. Часто в этом им помогают живые организмы. Как же это происходит?
(По ходу рассказа учитель выстраивает на магнитной доске пищевую цепь при помощи стрелок и картинок: растение — > кузнечик — > птица — > микробы. Углекислый газ можно изобразить в виде химической формулы углекислый газ, вырезав из бумаги, прикрепить на указку и показывать круговорот углекислого газа, перемещая его с объекта на объект.)
Живой организм выдыхает углекислый газ, а растения этот газ превращают в целлюлозу, из которой строят свое тело. Растение съедает травоядное животное, и вещество, которое было углекислым газом, попадает в его тело. Затем эго вещество перемещается в тело хищника, если он съедает травоядного, а затем — в тело микроорганизмов, после гибели хищника. А микробы просто выделяют это вещество в атмосферу, откуда его вновь улавливает растение. И это есть круговорот вещества, а цепь организмов,
поедающих друг друга, называют пищевой цепью. Живые организмы, тесно связанные между собой пищевой цепью и обитающие на одной территории с определенными условиями, называют природным сообществом.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель открывает на экране пищевые цепочки, а ученики определяют, в каких сообществах их можно наблюдать.)
Водоросль — > улитка — ” щука. (Водоем.)
Трава — > кузнечик — > лягушка — > уж. (Луг.)
Кактус — > травоядное — ” насекомое — > хищное насекомое — > ящерица. (Пустыня.)
Олений мох — > олень — > полярный волк. (Тундра.)
Домашнее задание
1.Прочитать § 20, пересказать, особое внимание обратить на заучивание выделенных слов.
2.Составить пищевую цепь и назвать природное сообщество.