Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД: к. — формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; р. — проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; п. — сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; л. — постепенно выстраивать собственную целостную картину мира.
Планируемые результаты: научиться различать типы лишайников.
Оборудование: учебник, гербарные листы с разными видами лишайников.
Предварительная подготовка к уроку: учитель выбирает двух учеников, один будет представлять гриб, другой — водоросль. Каждый из них получает текст выступления и костюм (гриб весь обвешан веревками — гифы грибницы, а водоросль одета в зеленую одежду, у гриба в свободной руке бутылка минеральной воды, у водоросли — пакетик с надписью “Сахар”).
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
Сегодня мы с вами будем играть в учителя и ученика.
II. Проверка домашнего задания
(Работа в парах. Дети по очереди исполняют роль учителя и ученика. Учитель задает ученику вопросы по теме “Грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами”, ученик отвечает. Взаимооценка.)
III. Работа по теме урока
1.Сценка “Лишайники”
Живые существа на Земле бесконечно интересны и необычны. Сегодня мы знакомимся еще с одним из них. Встречайте, у нас в гостях Лишайник.
(Выходят, держась за руки два ученика, представляющие симбиотические организмы лишайника — гриб и водоросль.)
Гриб. Мы особая группа живых организмов. Мы — лишайники. Мы обитаем на всех континентах Земли. Долго люди называли нас и мхами, и водорослями.
Водоросль. А мы симбиоз гриба и водоросли. Симбиоз — это взаимополезное сожительство. Наше тело — слоевище — очень медленно растет: 1 см за Шлет. Но есть лишайники возрастом несколько сотен лет, и их слоевище достигает в длину около метра.
Гриб. Лишайники поселяются в самых бесплодных местах, где другие организмы не выживают: на голых камнях, в пустынях, даже на стеклах.
Водоросль. Питание лишайников очень интересное. Гриб своими гифами добывает воду, а водоросль получает сахар при фотосинтезе. Всеми веществами они делятся друг с другом. (Гриб угощает водоросль бутылочкой минеральной воды, а водоросль гриб — пакетиком сахара.)
Гриб. Даже в условиях вечной мерзлоты мы научились растапливать снег на своем темном слоевище и потреблять эту талую воду. Ничего нам не страшно, ни холод, ни жара. А вот химических загрязнений воздуха и воды мы боимся и быстро гибнем.
Водоросль. А мы очень полезны для природы и человека. Мы образуем почву, кормим северных оленей, медицина тоже без нас не обходится.
Гриб и водоросль в м е с те. Люди относитесь к природе бережно, относитесь к лишайникам бережно!
(Физкультминутка. Игра в паровозик. Ведущий берет за руку любого ученика и движется с ним по классу в любом направлении, а тот берет следующего и т. д.)
2.Беседа, работа с гербарными листами
Лишайники бывают листоватые — их слоевище похоже на листок, накипные — они напоминают корочку и тесно срастаются с камнями, а кустистые похожи на маленькие веточки или деревца. Лишайники могут быть окрашены в разные цвета — розовые, желтые, голубые, серые.
(Ученики рассматривают гербарные экземпляры лишайников. Если у них появляются вопросы, задают их учителю.)
III. Рефлексивно-оценочный этап
Наш урок прошел очень интересно. Мы познакомились с новой группой живых существ нашей планеты — лишайниками. А в этом нам помогли... (называет учеников, участвовавших в сценке). Большое вам спасибо. Молодцы.
Домашнее задание
Прочитать § 15, пересказать, ответить па вопросы в конце параграфа.
Дополнительный материал
Лишайники
Удивительные создания природы встречаются в лесу! Причем удивительные не только своими биологическими особенностями. Поразительно, как ничтожно мало мы о них знаем, хотя видим очень часто. Это всем известные лишайники. Известные? А что нам о них известно? Только то, что они есть... Даже названия знаем далеко не у всех. Нет, конечно, ученые-лихнологи о лишайниках знают больше. (Лихнология — раздел биологии, изучающий лишайники.) Но, оказывается, и им далеко не все известно и понятно. Строго говоря, отнести лишайники к растениям нельзя. Хотя и числят их, как правило, “по растительному департаменту”. Однако уже давно известно, что лишайники — сложный биологический организм (а точнее — комплекс), возникший в результате симбиоза (“сожительства”) гриба и водоросли. В любом лишайнике есть две составные части — грибная (ее называют микобионтом) и водорослевая (фикобионт). Исключи одну — и лишайник не образуется. Мало того, в процессе длительной эволюции гриб и водоросль настолько приспособились друг к другу, что один без другого и существовать-то в большинстве случаев не может. Проросший из споры гриб, образующий слоевище будущего лишайника, должен найти нужную водоросль. Найдет — вырастет новый лишайник. Не найдет — погибнет и гриб. Водоросли, конечно, не зависят от гриба так сильно. Но некоторые из них (например, требуксия) в свободном состоянии, не в составе лишайника, до сих пор не найдены. По современным представлениям, симбиоз гриба и водоросли в лишайнике — это взаимный паразитизм. Гриб паразитирует на водоросли, забирая себе часть произведенных ею в процессе фотосинтеза веществ. И даже убивает в итоге часть клеток, а затем поглощает останки. Но и водоросль, хоть и в меньшей степени, паразитирует на грибе. И тоже забирает от него долю нужных ей веществ, прежде всего — воду и минеральные соли. А гриб еще и создает водоросли условия, при которых она дольше живет, да еще в местах, где в свободном состоянии вряд ли смогла бы существовать. Например, лишайники спокойно переносят много
месячные засухи и сильнейшие морозы. Много неизвестного, непонятного в жизни лишайников, в их строении, физиологии, размножении. И прежде всего потому, что наблюдать их непросто. Уж очень медленно растут! Одни увеличиваются в год на доли миллиметра, другие — на 2 — 3 мм. Лишайники растут в очень неблагоприятных для жизни условиях. Вот только переносить загрязнение воздуха большинство лишайников оказались неспособны.
Интересная история получилась и с названием этой группы живых организмов. Слова “лишайник” и “лишай” происходят от одного корня. И это не случайно. Еще в XIX в. некоторые ботаники лишайники именно лишаями и называли. Лишаи — хорошо известные кожные заболевания человека и животных. И лишайники, растущие на деревьях, именно заболеванием когда-то и считались. Или паразитами, питающимися соками дерева. А оказалось, что лишайники на деревьях свидетельствуют именно о здоровье леса. Лишайники — это своеобразные датчики, индикаторы чистоты воздуха. Если их много, экологическая обстановка нормальная, и растениям здесь хорошо. А вот если из леса лишайники исчезли, значит, и лесу грозит беда, сюда добралось влияние “царя природы”. В загрязненном отходами человеческой деятельности воздухе лишайники не растут!
Роль лишайников в природе
Известно, конечно, что лишайники являются пищей для многих беспозвоночных. а также некоторых позвоночных животных. К примеру, в рационе северного оленя кустистые лишайники “кладония” составляют очень весомую долю. А зимой северные олени ею в основном и питаются. Поселяясь в крайне неблагоприятных для жизни условиях, лишайники участвуют в образовании природных комплексов. Отмирая, они дают начало почве, на которой уже смогут жить отдельные растения. Но вот о воздействии лишайников на субстрат, на котором они растут, известно до сих пор мало.
Дерево, камень, почва, на которых поселяются лишайники, — это просто место их прикрепления или какие-то питательные вещества они все же извлекают? Неизвестно! Зато заметили, что поросшие лишайниками деревья меньше повреждаются паразитическими грибами. Видимо, лишайники их подавляют. Как? Неизвестно!