Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017
Методы изучения живых организмов. Лабораторная работа N4 Наблюдение за передвижением животных - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков.
Формируемые УУД: к. — добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р. — сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; п. — выявлять причины и следствия простых явлений; л. — формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты: научиться рассматривать одноклеточных животных под микроскопом при малом увеличении; соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием; обращать внимание налетали, объяснять их.
Оборудование: учебник; кинопроектор; экран; учебный фильм или нарезки фрагментов, показывающие разные способы передвижения животных (необходимо, чтобы в фильме были показаны фрагменты движения как многоклеточных, гак и одноклеточных животных).
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
Сегодня наш урок посвящен животным. Мы поговорим об их особенностях, а также об их значении. Поучимся ставить глобальные вопросы и искать на них ответы.
II. Проверка домашнего задания
— Что такое фауна Земли? (Совокупность всех видов животных Земли.)
— Как появилось такое название? (Питание произошло от имени древнегреческой богини, покровительницы животных — Фауны.)
— Сколько видов насчитывается сейчас в царстве Животные? (1,5млн видов.)
— Назовите общие признаки, которыми обладают все животные. (Питание готовыми питательными веществами, активный образ жизни, сложное поведение.)
— Где мы можем встретить животных? (Почти везде.)
— На какие группы по количеству клеток можно разделить всех животных? (Одноклеточные и многоклеточные.)
— Какие особенности есть у одноклеточных животных? (Одна клетка — целый организм.)
— Какие группы многоклеточных животных вы можете назвать? (Позвоночные и беспозвоночные.)
— Какую роль играют животные в природе? (Опыление и расселение растений, растительноядные, вредители, паразиты, образователи почвы и т. д.)
— Какое значение имеют животные в жизни человека? (Друзья, транспорт, одежда, пища и т. д.)
— Назовите факторы природы, которые влияют на животных. (Свет, температура, другие живые объекты.)
— Назовите признаки живого, которые есть у животных. (У животных есть все признаки живого.)
(Игра. Один ученик называет признаки живого, остальные показывают. Рост — тянутся вверх, движение — ходят по классу, дыхание - делают глубокий вдох и выдох, развитие — меняют позы. Игра достаточно подвижная, поэтому физкультминутку на данном уроке можно не проводить.)
III. Работа по теме урока
Вы назвали свойства животных, и одно из них — движение. Активное движение животных — их особый признак. Как они движутся, а главное зачем? Сейчас мы посмотрим фильм. Смотрите внимательно, будьте готовы ответить на главный вопрос нашего урока.
(Просмотр фильма. Далее обсуждение и запись в тетрадях.)
Животные движутся для:
•поиска пиши;
•спасения от опасности;
•создания пар;
•поиска благоприятных погодных и климатических условий. Способы движения: бегают, прыгают, ползают, летают, плавают и т. д.
(Если нет возможности просмотра подобного учебного фильма, можно провести лабораторную работу № 4, описанную в учебнике (с. 56).)
IV. Рефлексивно-оценочный этап
— Мы ответили на главный вопрос урока: “Зачем и как движутся животные?” А теперь я прошу вас поразмышлять о том, как и зачем движется человек.
Домашнее задание
Провести наблюдения за животными, обратить внимание на способы движения. Наблюдения записать карандашом в тетрадь. Назвать их “Как движется...”.