Биология - Индивидуально-групповая деятельность - Поурочные разработки 5—6 классы 2017
Экскурсия Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных - Введение. Биология как наука - 5 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность
Задачи экскурсии:
• показать многообразие растений, животных и других организмов, их связь с окружающей средой;
• ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с многообразием растений и животных, с осенними явлениями в их жизни, убеждаются, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённой среде; знакомятся с правилами поведения в природе.
Метапредметные: учащиеся учатся проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.
Личностные: у учащихся формируются чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к ней, элементы экологической культуры.
Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Деятельность учащихся: работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчёта об экскурсии.
Оборудование: блокнот, простые карандаши, фотоаппарат, ботаническая папка. Дополнительный набор; карта местности, компас, верёвка, лопатка, фонарь, термос с чаем, бумажные полотенца, средства защиты от дождя.
Деятельность учителя:
Ход урока
I. Организационный момент
Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.
II. Содержание экскурсии
Учитель проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту. В ходе экскурсии учитель знакомит учащихся с видами растений и животных, встречающимися на данной территории, с особенностями растений, животных и других организмов, связанными с условиями их обитания; обращает внимание учащихся на разнообразие плодов и семян, способы их распространения, на различия осенней окраски листьев и листопада у растений, на поведение животных осенью.
III. Самостоятельная работа учащихся
Учащиеся распределяются на группы, и каждая группа выполняет одно из следующих заданий.
Задание 1
1) Выясните, у каких деревьев и кустарников началось изменение окраски листьев (по сравнению с летней) и листопад. На каких ветках кроны раньше изменяется окраска листьев: нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
2) Отметьте, каких животных или какие следы их пребывания вы нашли на данном участке.
Задание 2
1) Выясните, у всех ли деревьев и кустарников одного вида (берёза, дуб, осина, орешник и др.), растущих в разных условиях (непосредственно у дороги, в нескольких метрах от неё, на опушке леса, в глубине леса), в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад.
2) Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?
Задание 3
1) Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите плоды и семена, определите по особенностям строения способы их распространения.
2) Какие насекомые вам встретились? Опишите, каково их поведение осенью.
Задание 4
1) Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
2) Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.
Задание 5
1) Выясните, у каких растений листья осенью опадают раньше, а у каких — позже.
2) Опишите приспособления к определённым условиям жизни у встретившихся вам животных.
В ходе экскурсии учитель наблюдает за работой групп и отмечает деятельность каждого ученика в группе. Наблюдения помогут определить состав групп при изучении следующей темы.
IV. Домашнее задание
Оформить отчёт о проведённой экскурсии на с. 14—17 рабочей тетради.
V. Подведение итогов
Учитель характеризует работу учащихся в группе, объясняет, как группа должна подготовить отчёт по экскурсии и как будет оцениваться работа учащихся группы по результатам экскурсии на следующем уроке.