Биология - Индивидуально-групповая деятельность - Поурочные разработки 5—6 классы 2017
Биология - наука о живой природе - Введение. Биология как наука - 5 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность
Задачи урока:
• познакомить учащихся с новым предметом — биологией, раскрыть особенности содержания курса, выяснить, какие задачи решает биология;
• сформировать у учащихся представление о биологии как науке, изучающей живые организмы;
• раскрыть роль живых организмов в природе и жизни человека, показать практическое значение биологии;
• познакомить учащихся с новым учебником, его методическим аппаратом и правилами работы и требованиями учителя в ходе изучения биологии.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся узнают об основных отличительных признаках живой природы, о биологии как науке, изучающей живые организмы, о роли организмов в природе и жизни человека, о биосфере как особой оболочке Земли, о практической ценности биологических знаний.
Метапредметные: учащиеся осваивают основные приёмы работы с учебником и общения между собой в ходе изучения материала.
Личностные: учащиеся осознают понятие “жизнь как уникальная особенность”, ценность биологических знаний в жизни человека и своей жизни, оценивают роль биологии как науки в жизни общества.
Основные понятия урока: биология, биосфера.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении практической ценности биологических знаний.
Деятельность учителя:
ХОД урока
I. Организационный момент
1. Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока.
2. Комментарии к работе учащихся в парах и группах на уроках биологии и возможности совместного обсуждения изучаемых вопросов (рассказ учителя с элементами беседы).
II. Актуализация знаний
1. Краткая характеристика предмета “Биология”. Беседа учителя с учащимися о биологии как науке о жизни, об известных им живых организмах и их разнообразии (актуализация знаний, полученных в начальной школе, использование вопросов рубрики “Вспомните” на с. 6).
Урок строится на основе изучения содержания учебника биологии. На первом уроке биологии учитель:
— знакомит учащихся с новым предметом — биологией, её задачами и практическим значением биологических знаний;
— раскрывает основные особенности нового для учащихся учебника биологии и объясняет принцип работы с ним;
— акцентирует внимание учащихся на том, что успешное изучение биологии невозможно без использования дополнительной литературы: научно-популярных книг, материалов Интернета, периодической печати и других источников знаний;
— объясняет важность фиксации личных достижений. Для этого предлагает ученикам с первых уроков создать личную папку — портфолио, в которую они будут собирать работы, демонстрирующие их успехи: сообщения, проекты, рисунки, фотографии, грамоты, отзывы учителей и т. п.
2. Рассказ об условиях, необходимых для существования и развития жизни на Земле (работа учащихся в парах с текстом § 1 на с. 6 после рис. 1).
3. Раскрыть понятие “биосфера” (работа с рис. 3 на с. 7, рассказ учителя с элементами беседы).
4. Объяснить, в чём заключается ценность биологических знаний для человека (рассказ учителя с элементами беседы, обсуждение вопроса учащимися в парах).
III. Домашнее задание
1. Изучить статьи по работе с учебником: “Дорогие друзья!” на с. 3 и “Полезные советы” на с. 4, а также рубрику о составлении плана параграфа на с. 9.
2. Изучить § 1, составить план параграфа (задание 7 на с. 6 рабочей тетради).
3. Ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа на с. 9.
4. Выполнить задания 1—5 на с. 4 и 5 рабочей тетради.
IV. Подведение итогов
Учитель даёт указания по дальнейшей работе, характеризует работу учащихся, возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавших учеников.