Контролъно-обобщающий урок - Строение и процессы жизнедеятельности клетки - Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов - 5 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность

Биология - Индивидуально-групповая деятельность - Поурочные разработки 5—6 классы 2017

Контролъно-обобщающий урок - Строение и процессы жизнедеятельности клетки - Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов - 5 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность

Задачи урока:

• систематизировать и обобщить знания учащихся о строении, химическом составе и жизненно важных процессах, протекающих в клетках;

• проверить умения учащихся работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепаратах и схематически изображать строение клетки.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: у учащихся закрепляются знания о химическом составе, строении и процессах жизнедеятельности клетки, развиваются первоначальные представления о единстве живых организмов.

Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты живой и неживой природы, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения.

Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе осознания того, что клетка — структурная и функциональная единица живого организма.

Основные понятия урока: процессы жизнедеятельности в клетке, деление клетки, рост клетки, клетка как структурная и функциональная единица живого организма.

Деятельность учащихся: сотрудничество с одноклассниками при работе в группе и обсуждении ответов на вопросы, поставленные учителем, совместное обсуждение и оценка результатов работы каждой группы и отдельных учащихся, работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Деятельность учителя:

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока.

II. Контроль знаний и умений

Организация самостоятельной работы учащихся.

Учащимся (одному ученику от группы) предлагается приготовить микропрепараты клеток кожицы чешуи лука, листа элодеи, мякоти плодов, рассмотреть их под микроскопом и сделать схематический рисунок. (Учитель проверяет правильность выполнения учащимися практической работы, предлагает им прокомментировать свои действия при её выполнении. Результат выполнения практической работы учитель оценивает совместно с учениками класса.)

III. Обобщающая беседа по вопросам

В то время когда вызванные учащиеся выполняют практическую работу, с остальными проводится фронтальная беседа по вопросам.

— С помощью каких приборов изучают клетки?

— Как определить увеличение, которое даёт световой микроскоп?

— Какие вещества входят в состав клетки?

— Какие вещества, находящиеся в клетках, относятся к неорганическим?

— Какие вещества, находящиеся в клетках, относятся к органическим?

— Почему клетку сравнивают с миниатюрной природной лабораторией?

— Какие факты свидетельствуют о единстве живой и неживой природы?

— Какую функцию выполняет клеточная мембрана?

— Что такое цитоплазма и какую роль она выполняет в клетке?

— Какую роль выполняет генетический аппарат клетки?

— Какие процессы жизнедеятельности протекают в клетках?

— Как происходит деление клеток?

— Какое значение имеет то, что в ядре каждой из двух новых клеток хромосом оказывается столько же, сколько их было в материнской клетке?

— В чём состоит принципиальное отличие строения клеток бактерий от клеток растений, животных и грибов?

— О чём свидетельствует сходство строения и химического состава всех клеток?

IV. Подведение итогов

Обсуждение с учащимися и совместное оценивание результатов работы групп и каждого учащегося.

В заключение урока учитель вместе с учениками обсуждает и оценивает работу как группы в целом, так и каждого учащегося.

По результатам работы каждый ученик получает две оценки. Первая одинакова для всех членов группы, характеризует работу группы в течение изучения всей темы. Вторая индивидуальна для каждого ученика и отражает его успехи при изучении материала темы.

На основе Технологической карты разрабатывается Инструктивная карточка для самостоятельной работы учащихся.

Инструктивная карточка для самостоятельной работы учащихся в группах, как правило, разрабатывается на всю тему. В нашем случае, учитывая, что тема разбита на 2 подтемы, целесообразно разработать отдельную Инструктивную карточку на каждую подтему. Это облегчит организацию работы учащихся.

Предлагаем примерный вариант Инструктивной карточки.






Для любых предложений по сайту: [email protected]