УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год
Летние задания
Выполнение летних заданий является естественным продолжением изучения биологии во время каникул. Эта работа позволяет не только применить на практике знания, полученные на уроках, но и углубить их, наблюдая в природе за жизнью грибов, растений и животных в разных экологических условиях, выясняя их приспособленность к различным средам обитания, проводя с ними несложные опыты. Летние задания помогают школьникам научиться видеть окружающий их мир живой природы, изменения, которые в нём происходят, в том числе и в результате деятельности человека. Опыт показывает, что летние задания позволяют выявить учащихся, проявляющих интерес к изучению биологии.
Летние задания для учащихся 5—6 классов должны быть разнообразными, но не очень трудоёмкими. Следует помнить, что учащиеся находятся на каникулах и задание должно быть для них интересным. Важно, чтобы каждый ученик ещё до начала каникул знал своё задание, его цель, план выполнения, форму отчёта. Поэтому уже в апреле необходимо вывесить список примерных заданий для каждого класса. Каждый ученик может выбрать любое задание из списка или предложить своё с учётом собственных возможностей и интересов. Учитель фиксирует название задания и обсуждает с учеником все вопросы, связанные с его выполнением и отчётом.
Фенологические наблюдения являются наиболее распространённым видом летних заданий. Если такие наблюдения проводились в период обучения (осень — зима — весна), то ученик может продолжить их и в летний период. Таким образом, он проследит весь цикл сезонных изменений в природе. Если фенологические наблюдения не велись, то летние каникулы — удачное время для их начала. Ученик выбирает объекты для наблюдения и регулярно записывает наблюдаемые изменения (начало и окончание цветения, завязь плодов, их созревание, изменение окраски листьев и т. д.). Наряду с фенологическими, необходимо вести наблюдения и за погодой, указывая температуру (днём и ночью), облачность, наличие осадков и др. Ежедневно вести наблюдения и записывать их результаты для школьников сложно. Достаточно делать это один раз в неделю.
В 5 классе учащиеся уже познакомились с многообразием организмов, поэтому им можно предложить задания на изучение их видового состава, например:
1. Выясните, какие грибы растут в вашей местности. Какие из них съедобные, а какие ядовитые? Когда они появились в этом году? Какова их численность (встречаются часто, редко, очень редко)? Сделайте фотографии.
2. Выясните, какие растения (травянистые, деревья, кустарники) используются для озеленения вашего населённого пункта. Какие из них и в какой период жизни наиболее декоративны? Сделайте их фотографии.
3. Проведите наблюдения за временем раскрытия и закрытия цветков или соцветий некоторых дикорастущих и садовых цветковых растений.
4. Установите, с чем связаны наблюдаемые явления в жизни растений.
5. Выясните, какие животные (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) встречаются в вашей местности. Какие из них наиболее многочисленные? Отметьте особенности их жизни. Сделайте их фотографии.
В 6 классе можно предложить провести опыты, связанные с жизнедеятельностью растений (влияние условий произрастания, внесения удобрений и др.) и животных (развитие личинок комаров, лягушек, птенцов и др.).
Если учащиеся в летние каникулы будут отдыхать в другом регионе страны или за рубежом, то они могут представить отчёт с фотографиями флоры и фауны данного региона. В отчёте следует отразить географическое положение описываемого региона, особенности его климата, экологическую обстановку.
С примерами летних заданий, их описанием учитель может также познакомиться на сайтах в Интернете.
Письменные отчёты о выполнении заданий и материалы сдаются учителю в начале нового учебного года. Оценки за выполнение летних заданий вносятся в журнал. Лучшие отчёты можно заслушать на конференции и оформить фотовыставку по результатам работы учащихся.