УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год
Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека - Размножение, рост и развитие организмов - разработка урока
Задачи урока:
• познакомить учащихся с негативным влиянием вредных привычек на развитие человека;
• научить учащихся объяснять, в чём состоит опасность табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ для индивидуального развития и здоровья человека;
• формировать у учащихся понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с негативным влиянием вредных привычек на развитие человека; учатся объяснять опасность табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ для индивидуального развития и здоровья человека.
Метапредметные: учащиеся учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о негативном влиянии вредных привычек на развитие человека в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.
Личностные: учащиеся осознают ценность здорового и безопасного образа жизни.
Основные понятия урока: влияние вредных привычек на развитие человека.
Деятельность учащихся: работа с текстом учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении опасности табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ для индивидуального развития и здоровья человека.
Ход урока
I. Проверка знаний
1. Проверка знаний о росте и развитии (проверка выполнения домашнего задания, уплотнённый опрос).
2. Проверка выполнения заданий в рабочей тетради.
II. Актуализация знаний учащихся
1. Формирование здорового образа жизни (фронтальная беседа, составление схемы на доске).
III. Изучение нового материала
1. Негативное влияние табакокурения на здоровье человека (фронтальная беседа с демонстрацией фотографий).
2. Опасность употребления алкоголя для здоровья человека (объяснение учителя с элементами беседы, демонстрацией таблиц, фотографий и слайдов).
IV. Закрепление материала и умений
1. Самостоятельная работа с текстом на с. 130—131 учебника.
2. Выполнение и коллективное обсуждение результатов теста “Ваш образ жизни”.
ТЕСТ “ВАШ ОБРАЗ ЖИЗНИ”
Эксперты считают образ жизни самым главным фактором, влияющим на здоровье. Этот тест разработан Службой охраны общественного здоровья (США). Его цель — показать вам, что следует делать для сохранения своего здоровья.
Оценочная шкала:
всегда — 2 балла; иногда — 1 балл; никогда — 0 баллов.
КУРЕНИЕ
Если вы вообще не курите, запишите себе 10 баллов и сразу переходите к следующему разделу.
1. Я избегаю курения.
2. Я курю сигареты только с низким содержанием смол и никотина.
Сумма: _______
АЛКОГОЛЬ И НАРКОТИКИ
1. Я избегаю пить алкогольные напитки или делаю это исключительно редко.
2. Я избегаю использовать алкоголь или наркотики как средство разрешения жизненных проблем или для выхода из стрессовых ситуаций.
3. Я не употребляю алкоголь после приёма определённых лекарств (например, снотворного, лекарств от аллергии, болеутоляющих препаратов).
4. Я читаю соответствующие инструкции и следую предписаниям при употреблении лекарств.
Сумма: _______
ПРИВЫЧКИ В ЕДЕ
1. Я ежедневно разнообразно питаюсь, употребляю фрукты, овощи, хлеб из муки грубого помола, каши из цельных зёрен, постное мясо, молочные продукты, бобовые (горох или фасоль), орехи.
2. Я ограничиваю количество жиров и холестерина в своей пище (в том числе жирного мяса, яиц, масла, кремов, субпродуктов, например печени).
3. Я ограничиваю количество соли, слабо солю пищу.
4. Я избегаю есть много продуктов, содержащих сахар: кондитерские изделия, газированные напитки и др.
Сумма: _______
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Я поддерживаю оптимальный вес, избегая его увеличения или уменьшения.
2. Я выполняю общеукрепляющие упражнения по 15— 30 мин по крайней мере три раза в неделю (в том числе бег, плавание, быстрая ходьба).
3. Я выполняю упражнения для развития мускулатуры по 15—30 мин по крайней мере три раза в неделю (например, йога или аэробика).
4. Я использую часть личного времени для участия в индивидуальных, семейных или командных физических занятиях, укрепляющих здоровье.
Сумма: _______
ЧТО ОЗНАЧАЕТ НАБРАННАЯ ВАМИ СУММА
От 9 до 10 очков. Блестяще! Вы сознаёте важность ведения правильного образа жизни для вашего здоровья, но, что гораздо важнее, вы ещё и используете ваши знания в жизни. Если вы будете и дальше так поступать, то ваше здоровье не подвергнется серьёзному риску.
От 6 до 8 очков. Ваши привычки приемлемы, но их можно и улучшить. Посмотрите ещё раз на те вопросы, где у вас стоят ответы “иногда” или “никогда”. Что нужно сделать, чтобы улучшить ваши показатели? Даже небольшие изменения помогут улучшить самочувствие.
От 3 до 5 очков. Ваше здоровье в опасности! Наверное, вам необходимо больше знать о той опасности, с которой вы сталкиваетесь, и необходимости изменения своего поведения.
От 0 до 2 очков. Ваши ответы показывают, что вы подвергаете своё здоровье серьёзной опасности. Возможно, вы не знаете о риске и о том, что с ним связано. Вы можете легко получить необходимые вам сведения и помощь, если хотите. Следующий шаг за вами.
ВЫ МОЖЕТЕ НАЧАТЬ ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПРЯМО СЕЙЧАС!
В выполненном вами тесте содержатся пожелания по уменьшению опасности для вашего здоровья и преждевременного старения.
Избегайте сигарет. Курение — наиболее важная причина многих болезней и преждевременной смерти. Особенно рискуют беременные женщины и их нерождённые дети. Люди, бросающие курить, уменьшают вероятность заболевания раком лёгких и болезнями сердца. Поэтому, если вы курите, дважды подумайте, прежде чем зажечь следующую сигарету.
Соблюдайте благоразумие при употреблении алкоголя. Алкоголь изменяет привычки и поведение. Регулярное употребление алкоголя ведёт к развитию опасных заболеваний, таких, как цирроз печени, и представляет опасность для здоровья. Статистика также ясно показывает, что вождение автомобиля после приёма содержащих алкоголь напитков — наиболее частая причина несчастных случаев и аварий.
Будьте осторожны при употреблении лекарств. Сейчас употребление лекарств — один из основных источников опасности для здоровья. Даже некоторые прописанные вам врачом лекарства могут быть опасны при употреблении их в сочетании с алкоголем. А эксперименты с наркотиками могут вызвать многочисленные опасные эффекты или даже привести к гибели.
Будьте разборчивы в еде. Переедание и избыточный вес создают опасность диабета, высокого кровяного давления, различных воспалительных заболеваний. Но правильно питаться — это значит также потреблять поменьше жиров (особенно животных), сахара и соли. Попробуйте использовать в питании как можно больше свежих овощей и фруктов. Вы почувствуете себя лучше.
Регулярные физические нагрузки. Улучшить состояние здоровья путём физических упражнений может практически каждый. Если у вас возникают какие-либо сомнения, обратитесь к врачу. Обычно энергичные общеукрепляющие упражнения по 15—30 мин три раза в неделю уже могут помочь оздоровить сердце, сбросить лишний вес, натренировать мускулы и улучшить сон. Подумайте, какие изменения в этом плане нужны лично вам, чтобы чувствовать себя лучше.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?
Начните с откровенного ответа на несколько вопросов: “Действительно ли я делаю всё возможное, чтобы быть максимально здоровым?”, “Что я должен сделать, чтобы чувствовать себя лучше?”, “С чего начать?”.
Если в одном из разделов теста у вас получилась низкая оценка, подумайте о том, что надо изменить для улучшения ситуации. Начните с того аспекта вашего образа жизни, где вы чувствуете наибольшие шансы на успех. Когда оценка улучшится, переходите к другой области.
Если вы уже пытались изменить образ жизни (например, бросали курить) и это вам не удалось, вы не должны опускать руки. Сложности, с которыми вы столкнулись, могут быть обусловлены влиянием, которого вы раньше не замечали (например, очень велико воздействие на человека как явной, так и скрытой рекламы), отсутствием понимания и поддержки близких вам людей. Важно понять, что (или кто) именно оказывает на вас влияние. Отсюда уже недалеко до успешного преодоления этих неблагоприятных воздействий.
II. Домашнее задание
Изучить § 34 учебника на с. 130—131.