УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год
Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение - Размножение, рост и развитие организмов - разработка урока
Задачи главы:
• сформировать знания о размножении как важнейшем свойстве всех живых организмов; о разных способах размножения — бесполом и половом; о росте и развитии организмов;
• раскрыть практическую ценность знаний о размножении, росте и развитии организмов.
Планирование главы
Урок 16. Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение.
Урок 17. Половое размножение.
Урок 18. Рост и развитие — свойства живых организмов. Индивидуальное развитие.
Урок 19. Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека.
Урок 20. Обобщающий урок.
Урок 16. Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение
Задача урока:
• сформировать знания о размножении организмов, его биологическом значении, о способах размножения, особенностях бесполого размножения.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с размножением организмов как важнейшим их свойством, его ролью в преемственности поколений, способами размножения организмов — бесполым размножением растений и животных.
Метапредметные: учащиеся продолжают осваивать основы исследовательской деятельности, учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов.
Основные понятия урока: размножение — бесполое, вегетативное.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы.
Ход урока
I. Изучение нового материала
1. Размножение — воспроизведение себе подобных. Значение размножения: обеспечение связи (преемственности) между поколениями, увеличение численности особей вида, освоение им новых территорий (рассказ учителя с элементами беседы.)
2. Способы размножения организмов — бесполый и половой. Бесполое размножение как наиболее древний и простой способ размножения, его особенности (рассказ учителя; демонстрация таблиц и натуральных объектов: мха, папоротника, плауна, шляпочных грибов).
3. Вегетативное размножение растений, его значение, широкое использование в земледелии. Способы вегетативного размножения растений (рассказ учителя с демонстрацией вегетативного размножения комнатного растения: лабораторная работа на с. 126 учебника, оформление работы в рабочей тетради — задание 13 к уроку 16; демонстрация таблиц с изображением разных способов вегетативного размножения, комнатных растений, гербарных экземпляров мхов, папоротников, муляжей шляпочных грибов).
4. Размножение растений отдельными клетками и тканями (самостоятельная работа учащихся с текстом на с. 126 и рисунком 82 учебника, выполнение задания 8 к уроку 16 в рабочей тетради).
5. Бесполое размножение животных, бактерий (рассказ учителя; демонстрация таблиц с изображением деления клеток простейших, почкования пресноводной гидры, выполнение задания 9 к уроку 16 в рабочей тетради).
II. Закрепление материала о размножении организмов, его биологическом значении, бесполом размножении растений, грибов, животных, вегетативном размножении растений (выполнение заданий 1, 2, 3 к уроку 16 в рабочей тетради с последующей проверкой и обсуждением).
III. Домашнее задание
1. Изучить § 33, ответить на вопросы 1, 2 после параграфа.
2. Выполнить задание 1 после параграфа.
3. Повторить параграфы о бактериях, грибах (§ 11, 12).