УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год
Фотосинтез - Жизнедеятельность организмов - разработка урока
Задачи урока:
• продолжить формирование понятия о способах питания растений;
• познакомить учащихся с воздушным питанием растений;
• раскрыть понятие “фотосинтез”; показать, что свет — необходимое условие протекания фотосинтеза, раскрыть роль хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ;
• выявить приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза;
• сформировать знания об условиях протекания фотосинтеза, опытным путём доказать способность листьев поглощать углекислый газ и выделять кислород на свету.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся со способом получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха; с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.
Метапредметные: учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.
Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений.
Основные понятия урока: фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, органические вещества.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы и вопроса об усложнении в строении покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными растениями.
Ход урока
I. Проверка знаний о почвенном питании растений (проверка выполнения заданий из рабочей тетради; индивидуальный и фронтальный опрос учащихся).
II. Изучение нового материала
1. Фотосинтез — процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды в листьях с использованием энергии света (обсуждение в ходе беседы результатов опытов, доказывающих необходимость света и углекислого газа для фотосинтеза).
2. Роль хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ (рассказ учителя; демонстрация фрагментов видеофильма “Солнце, жизнь, хлорофилл”).
III. Закрепление материала о фотосинтезе (самостоятельная работа с заданиями из рабочей тетради).
IV. Домашнее задание
1. Изучить § 26 до раздела о роли фотосинтеза в природе и жизни человека.
2. Выполнить задания 1—3 к уроку 4 в рабочей тетради.