УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год
Многообразие живой природы. Охрана природы. Обобщающий урок-проект - Многообразие организмов - разработка урока
Задачи урока:
• организовать ценностно-ориентированную деятельность учащихся для обобщения полученных знаний, умений, отношений, творческой деятельности;
• продолжить формирование умений планировать и выполнять учебное проектное задание;
• развивать коммуникативные способности, навыки учебного сотрудничества в малых группах, творческие способности.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: у учащихся формируется естественнонаучная картина мира на основе полученных знаний о живой природе; учащиеся учатся обосновывать необходимость охраны животного мира.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы проектной деятельности, учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о многообразии природы и её охране в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.
Личностные: учащиеся развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным, растениям и другим организмам своей местности и их охраны.
Деятельность учащихся: защита проекта.
Оборудование: компьютер, проектор.
Подготовка и защита проекта
I. Ценностно-ориентационный этап
Деятельность учителя на этапе:
• помочь учащимся определить название журнала, его рубрики, описываемые биологические объекты;
• выяснить, кем видят себя учащиеся в проекте (распределение ролей и обязанностей);
• сформулировать задачи проекта и собственные задачи каждого ученика.
Проектируя биологический журнал, учащиеся создают его редакцию. В зависимости от интересов и возможностей учащихся, а также от того, какие рубрики ими предложены, можно организовать отдел новостей, рекламы, опроса населения и т. д. Выбирается главный редактор и его заместитель.
II. Конструктивный этап
На этом этапе осуществляется подготовка к выпуску журнала: собираются материалы, планируются рубрики, разделы и т. п. Шаблон для заполнения дан в уроке 30 в рабочей тетради.
III. Оценочно-рефлексивный этап
На данном этапе производится корректировка текстов, оформление журнала на бумажном носителе или на компьютере, готовится презентация журнала.
Учащиеся осуществляют рефлексию и подводят итоги:
• кому журнал адресован;
• соответствуют ли подготовленные материалы тематике журнала;
• какие материалы будут наиболее интересны читателю;
• как оформлен журнал.
IV. Защита проекта
На этом этапе происходит защита проекта. Выступления участников проекта обязательно должны быть оценены одноклассниками. Можно предложить им таблицы с критериями оценивания.
Критерии оценивания |
Плохо (1 балл) |
Слабо (2 балла) |
Хорошо (3 балла) |
Отлично (4 балла) |
Содержание выступления |
||||
Оформление выступления |
||||
Качество выступления (речь, ответы на вопросы) |
||||
Общая оценка |
Желательно, чтобы подготовленный журнал стал достоянием школы, это даст возможность учащимся оценить значимость своего труда.