УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год
Лишайники - Многообразие организмов - разработка урока
Задача урока:
• познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся узнают о лишайниках как симбиотических организмах.
Метапредметные: учащиеся учатся проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.
Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к окружающему миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к нему, формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.
Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, изучение лишайников в природе.
Ход урока
I. Проверка знаний о разнообразии, характерных признаках и распространении водорослей, об отличиях низших растений от высших (ответ учащегося у доски, фронтальная беседа).
II. Изучение нового материала
1. Актуализация опорных знаний. Отработка опорных понятий: грибница, слоевище, питание грибов и водорослей (фронтальная беседа).
2. Лишайники — особая группа организмов, состоящих из гриба и водорослей, находящихся в сложных взаимоотношениях. Разнообразие лишайников и распространение их на планете. (Объяснение учителя с элементами беседы и демонстрацией коллекции различных лишайников, таблиц, рисунков 36 и 37 учебника.)
3. Роль лишайников в природе. Охрана лишайников (рассказ учителя).
III. Закрепление материала о разнообразии, характерных признаках, местообитании лишайников (фронтальная беседа с дополнениями и уточнениями учителя). Обсуждение вопроса “Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?”.
IV. Домашнее задание
1. Изучить § 15. Ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа.
2. Выполнить задания 1, 3 к уроку 21 в рабочей тетради.