Примерное поурочно-тематическое планирование

УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год

Примерное поурочно-тематическое планирование

5 класс, 1 ч в неделю

№ урока

Тема урока

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

5 КЛАСС (35 ч; из них 5 ч — резервное время)

Введение. Биология как наука (5 ч)

1

Биология — наука о живой природе

Биологические науки. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Способы организации собственной учебной деятельности

Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Овладевать основными приёмами работы с учебником. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении значения биологических знаний

2

Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии

Методы — составная часть науки. Практические и теоретические методы. Биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете биологии

Определять методы биологических исследований. Овладевать основными приёмами работы с лабораторным оборудованием и посудой. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии





3

Разнообразие живой природы

Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого

Выделять основные отличия живого от неживого. Систематизировать знания о многообразии живых организмов

4

Среды обитания организмов

Вода и её значение для живых организмов. Растительный и животный мир водоёмов. Хозяйственное использование и охрана водоёмов. Воздух, его значение для живых организмов. Охрана воздуха от загрязнения. Почва, виды почв. Почва как среда обитания живых организмов. Охрана почвы. Живой организм как среда обитания

Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Объяснять роль живых организмов в среде обитания. Соблюдать правила поведения в окружающей среде

5

Экскурсия “Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных”

Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных

Различать, наблюдать и описывать живые организмы разных групп, сезонные изменения в природе. Оформлять результаты своих наблюдений

Глава 1. Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов (10 ч)

6

Устройство увеличительных приборов

Увеличительные приборы. Лупа, микроскоп. Правила работы с микроскопом.

Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом.



Лабораторные работы “Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы” и “Устройство микроскопа и приёмы работы с ним”

Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторных работ

7

Химический состав клетки. Неорганические вещества

Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке

Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки

8

Химический состав клетки. Органические вещества

Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений

Различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Научиться работать с лабораторным оборудованием

9

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы, вакуоли.

Лабораторная работа “Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом”

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их. Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом

10

Особенности строения клеток. Пластиды

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты. Лабораторные работы “Приготовление и рассматривание препарата пластид в клетках (листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника)”

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их

11

Процессы жизнедеятельности в клетке

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость. Движение цитоплазмы

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Наблюдать движение цитоплазмы

12

Деление и рост клеток

Деление клеток — основа размножения, роста и развития организмов

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

13

Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов

Рассматривание препаратов растительных и животных клеток. Единый план строения клеток

Сравнивать строение клеток разных организмов. Формировать представления о единстве живого

Глава 2. Многообразие организмов (15 ч)

14

Классификация организмов

Классификация организмов. Отличительные признаки представителей разных царств природы

Выделять существенные признаки представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологических объектов к систематической группе (классифицировать)

15

Строение и многообразие бактерий

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Выделять существенные признаки бактерий

16

Роль бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий в круговороте веществ в природе и жизни человека

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций

17

Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

18

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа “Особенности строения мукора и дрожжей”

Объяснять роль грибов в природе и жизни человека

19

Характеристика царства Растения

Характеристика царства Растения. Одноклеточные и многоклеточные растения. Низшие и высшие растения. Места обитания растений

Выделять существенные признаки растений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые и опасные для человека растения. Сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием.

Объяснять роль различных растений в природе и жизни человека. Находить информацию о растениях в научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую

20

Водоросли

Водоросли одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе, использование человеком

Выделять существенные признаки водорослей. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека

21

Лишайники

Лишайники — симбиотические организмы. Многообразие и распространение лишайников

Выделять существенные признаки строения лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека

22

Высшие споровые растения

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, отличительные особенности, многообразие, распространение

Выделять существенные признаки высших споровых растений. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Объяснять их роль в природе и жизни человека

23

Голосеменные растения

Семенные растения. Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком

Выделять существенные признаки голосеменных растений. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей голосеменных растений. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека

24

Покрытосеменные растения

Покрытосеменные растения, особенности строения. Многообразие покрытосеменных растений, их роль в природе и жизни человека. Лабораторная работа “Внешнее строение цветкового растения”

Выделять существенные признаки высших семенных растений. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей покрытосеменных растений. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую

25

Общая характеристика царства Животные

Царство Животные. Разнообразие животных. Животный мир. Охрана животных. Красная книга. Заповедники

Выделять существенные признаки животных. Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль различных животных в природе и жизни человека. Оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира. Находить информацию о животных в интернет-источниках, научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую

26

Подцарство Одноклеточные

Одноклеточные животные. Особенности строения одноклеточных животных, их многообразие. Корненожки. Амёбоидное движение. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека. Лабораторная работа “Разведение и изучение амёб в лаборатории”

Различать на таблицах одноклеточных животных, опасных для человека. Сравнивать представителей одноклеточных животных, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Объяснять роль одноклеточных животных в жизни человека

27

Подцарство Многоклеточные

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночночные животные особенности их строения.

Различать на живых объектах и таблицах беспозвоночных животных, в том числе опасных для человека.


Беспозвоночные животные

Многообразие беспозвоночных животных. Губки. Кишечнополостные. Иглокожие. Черви. Моллюски. Членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые

Сравнивать представителей беспозвоночных животных, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых беспозвоночными животными.

Объяснять роль беспозвоночных животных в жизни человека

28

Холоднокровные позвоночные животные

Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных. Холоднокровные позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся

Различать на живых объектах и таблицах позвоночных животных, в том числе опасных для человека.

Сравнивать представителей холоднокровных позвоночных животных, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять роль рыб, земноводных, пресмыкающихся в природе и жизни человека

29

Теплокровные позвоночные животные

Теплокровные позвоночные животные, особенности их строения. Птицы. Млекопитающие

Различать на живых объектах и таблицах теплокровных позвоночных животных, в том числе опасных для человека. Сравнивать представителей теплокровных позвоночных животных, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль птиц, млекопитающих в природе и жизни человека

30

Обобщающий урок-проект “Многообразие живой природы. Охрана природы”

Многообразие живых организмов и их среды обитания. Охрана природы

Находить информацию о живой природе в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. Осуществлять сотрудничество друг с другом, с учителем и другими участниками проекта. Аргументированно отстаивать свою точку зрения

6 КЛАСС (35 ч; из них 8 ч — резервное время)

Глава 3. Жизнедеятельность организмов (15 ч)

1

Обмен веществ — главный признак жизни

Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт

Выделять существенные признаки процесса обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов. Доказывать родство живых организмов и единство органического мира



и преобразование, выделение. Использование энергии организмами


2

Почвенное питание растений

Питание. Способы питания организмов. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений. Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ. Лабораторный опыт “Поглощение воды корнем”

Выделять существенные признаки почвенного питания растений. Объяснять роль питания в процессах обмена веществ. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты

3

Удобрения

Управление почвенным питанием растений. Удобрения минеральные и органические. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды

Объяснять необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил бережного отношения к живой природе

4

Фотосинтез

Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза

Выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определять условия протекания фотосинтеза

5

Значение фотосинтеза

Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха

Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости охраны воздуха от загрязнений. Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций

6

Питание бактерий и грибов

Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Грибы сапротрофы и паразиты. Симбиоз у бактерий и грибов

Определять особенности питания бактерий и грибов. Объяснять роль бактерий и грибов в природе

7

Гетеротрофное питание. Растительноядные животные

Гетеротрофное питание. Питание животных. Пищеварение. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Способы добывания пищи животными. Растительноядные животные

Определять особенности питания и способы добывания пищи растительноядными животными

8

Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения

Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и добывания пищи. Хищные растения

Определять особенности питания и способы добывания пищи плотоядными и всеядными животными, хищными растениями. Различать животных по способам добывания пищи

9

Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных

Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Значение кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных

Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в обмене веществ. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять роль дыхания в жизни организмов

10

Дыхание растений

Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании растений при их выращивании и хранении урожая. Лабораторный опыт “Выделение углекислого газа при дыхании”

Выделять существенные признаки дыхания растений. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять сходство и различия в процессах дыхания у растений и животных. Применять знания о дыхании при выращивании растений и хранении урожая. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты

11

Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений

Передвижение веществ у растений. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Лабораторный опыт “Передвижение веществ по побегу растения”. Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений

Объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объяснять значение проводящей функции стебля. Объяснять особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости защиты растений от повреждений

12

Передвижение веществ у животных

Передвижение веществ у животных. Кровь, её состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами

Объяснять особенности передвижения веществ в организме животных. Определять значение передвижения веществ в жизни организмов

13

Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений

Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организма продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад

Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни организмов

14

Выделение у животных

Удаление продуктов обмена веществ из организма животного через жабры, кожу, лёгкие, почки. Особенности процесса выделения у животных

Определять существенные признаки выделения у животных. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни животных

15

Обобщающий урок



Глава 4. Размножение, рост и развитие организмов (5 ч)

16

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Лабораторная работа “Вегетативное размножение комнатных растений”

Определять значение размножения в жизни организмов. Объяснять роль размножения. Определять особенности бесполого размножения. Объяснять значение бесполого размножения. Ставить биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов и объяснять их результаты

17

Половое размножение

Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок — орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Характеризовать особенности полового размножения. Объяснять значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

18

Рост и развитие — свойства живых организмов. Индивидуальное развитие

Рост и развитие — свойства живых организмов. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных.

Особенности роста растений. Лабораторный опыт “Определение возраста дерева (ствола или ветки) по спилу”. Индивидуальное развитие. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений

Характеризовать особенности процессов роста и развития у растений и животных. Определять возраст деревьев по годичным кольцам. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Проводить наблюдения за ростом и развитием организмов

19

Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека

Влияние табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ на индивидуальное развитие и здоровье человека

Объяснять, в чём состоит опасность табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ для индивидуального развития и здоровья человека

20

Обобщающий урок



Глава 5. Регуляция жизнедеятельности организмов (7 ч)

21

Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них

Раздражимость — свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов

Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. Объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности в любом живом организме. Описывать реакции растений и животных на изменения в окружающей среде

22

Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов

Биологически активные вещества — гормоны. Гормональная регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринная система, её роль в гуморальной регуляции организмов

Характеризовать особенности гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов

23

Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных

Общее представление о нервной системе. Нейрон. Рефлекс. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Лабораторная работа “Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов”

Характеризовать роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности у животных. Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у многоклеточных животных. Объяснять значение саморегуляции физиологических процессов в организме

24

Поведение организмов

Поведение. Двигательная активность у растений. Виды поведения животных

Объяснять значение поведения в жизни организмов. Наблюдать и описывать поведение животных

25

Движение организмов

Движение — свойства живых организмов. Многообразие способов движения организмов. Движение у растений. Передвижение животных

Наблюдать и описывать движение организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения животных

26

Организм — единое целое

Целостность организма. Взаимосвязь клеток, тканей, органов в многоклеточном организме

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями

27

Обобщающий урок

Подведение итогов за год. Летние задания

Объяснять взаимосвязь организмов в природе. Обсуждать планы выполнения летних заданий






Для любых предложений по сайту: [email protected]