УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год
Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов. Контрольно-обобщающий урок - Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов - разработка урока
Задачи урока:
• систематизировать и обобщить знания учащихся о строении, химическом составе и жизненно важных процессах, протекающих в клетках;
• проверить умения учащихся работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепаратах и схематически изображать строение клетки;
• подвести учащихся к выводу о единстве живых организмов.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: у учащихся формируются первоначальные представления о единстве живых организмов.
Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения.
Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живого.
Основные понятия урока: процессы жизнедеятельности в клетке, деление клетки, рост клетки.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Ход урока
I. Контроль знаний по теме
Обобщающая беседа (10 мин) по вопросам:
1. Какие вещества входят в состав клетки?
2. Почему клетку сравнивают с миниатюрной природной лабораторией?
3. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?
4. Что такое цитоплазма и какую роль она выполняет в клетке?
5. Какую роль выполняет генетический аппарат клетки?
6. Какие процессы жизнедеятельности протекают в клетках?
7. Как происходит деление клеток?
8. Какое значение имеет то, что в ядре каждой из двух новых клеток хромосом оказывается столько же, сколько их было в материнской клетке?
II. Контроль умений по теме
Трём-четырём учащимся предлагается приготовить микропрепараты клеток кожицы чешуи лука, листа элодеи, мякоти плодов, рассмотреть их под микроскопом и сделать схематический рисунок (учитель проверяет правильность выполнения учащимися практической работы, предлагает им прокомментировать свои действия при её выполнении).
III. Сравнение строения клеток разных организмов
1. Рассматривание препаратов растительных и животных клеток, таблиц с изображением клеток, видеоматериалов.
2. Обсуждение результатов в ходе фронтальной беседы по вопросам:
1) В чём состоит принципиальное отличие строения клеток бактерий от клеток растений, животных и грибов?
2) О чём свидетельствует сходство строения и химического состава всех клеток?
3. Подведение учащихся к выводу о единстве живых организмов на основании общего плана строения клеток.
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание
Проработать текст “Выводы к главе 1” на с. 40 учебника и тесты в рабочей тетради (тестовый контроль № 2).