Биология 11 класс - поурочные разработки
Химический состав клетки. Неорганические вещества
Цель урока:
· Обуч. Расширить знания старшеклассников о химическом составе внутриклеточной среды; строении и значении в жизни клетки различных неорганических соединений (на примере воды и минеральных солей).
· Развив. Научить школьников выявлять связь между составом, строением молекул химического соединения и его функциями в клетке.
· Воспит. Воспитывать всестороннее понимание материала, понимания сущности протекающих в клетке процессов.
Орг. момент. План урока.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Основная часть (новый материал) 5-7 мин.
Химический состав любой клетки очень сложен, но не случаен. Интересно, что из известных нам 112 химических элементов в состав внутриклеточной среды входят 27. Живые организмы состоят преимущественно из тех элементов, которые образуют легко растворимые в воде соединения. Очень большое значение имеет вода для жизни клетки. Обмен воды в организме многоклеточного существа рассмотрим на примере человека.
ОБМЕН ВОДЫ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА:
· Поступление воды из внешней среды.
· Вода в кишечнике.
· Вода в крови и лимфе.
· Вода в клетках организма.
Некоторые функции воды:
1. Входит в состав внутриклеточной среды, участвует в образовании клеточных структур.
2. Участвует в выведении из клетки вредных и отработанных веществ.
3. Растворяет органические и неорганические соединения.
4. Обеспечивает транспорт веществ и взаимосвязь между органоидами клетки.
5. Участвует в терморегуляции.
6. Участвует в химических превращениях.
· Выведение воды из организма.
Осуществляется с участием кровеносной системы.
1. Через систему органов выделения (в составе мочи).
2. Через кожу в составе пота.
3. Через легкие (в составе выдыхаемого воздуха).
Кроме воды, в числе неорганических веществ, входящих в состав клетки, нужно назвать соли, представляющие собой ионные соединения. Клетка избирательно поглощает необходимые ей ионы из окружающей среды. Это приводит к тому, что концентрация ионов на внешней поверхности клетки отличается от их концентрации на внутренней поверхности.
Очевидно, что минеральные соли должны поступать в клетки организма из внешней среды и использоваться в них для обеспечения процессов жизнедеятельности. Избыток солей вместе с водой должен выводится из организма во внешнюю среду. Перечисленные процессы составляют сущность обмена минеральных солей в организме.
ОБМЕН МИНЕРАЛЬНЫХ СОЛЕЙ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА:
· Минеральные соли в составе пищи.
· Поступают в кишечник.
· Всасываются в кровь (в растворенном виде).
· Поступают в различные органы, ткани, клетки.
Некоторые функции минеральных солей:
1. Регулируют обмен веществ, обеспечивают постоянство химического состава внутриклеточной среды.
2. Необходимы для синтеза гормонов (ионы цинка).
3. Входят в состав костной ткани (ионы кальция).
4. Обеспечивают процесс свертывания крови (ионы кальция).
5. Отвечают за проведение нервного импульса (ионы натрия, калия).
· Выведение минеральных солей из организма.
Осуществляется с участием кровеносной системы.
1. Через систему органов выделения.
2. Через пищеварительную систему.
3. Через систему покровных тканей.
Такова роль некоторых органических соединений в клетке и организме.
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания) 5-7 мин.
Работа в парах: Каждый учащийся выбирает из двух тем (Роль воды в клетке. Роль минер, солей для клетки.) только одну. В течение 5 мин. Готовится по этой теме. Приступают к работе, задают друг другу вопросы, сами на них отвечают. Следующий этап - адресуют вопросы по пройденной теме уже в соседние группы.
Итоговый контроль 3-5 мин.
Анализ урока. Д\З № 37.