Биология 10 класс - поурочные разработки
Экологические системы
Цель урока:
· Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями биогеоценозов, а так же особенностями пищевых связей.
· Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь на основе материала урока
· Воспит. Воспитывать бережное отношение к природе как целостной единице всего живого.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока
Основная часть (новый материал).
БИОГЕОЦЕНОЗ.
Все растения и животные находятся в природе и образуют определенные, сравнительно постоянные комплексы - природные сообщества. Такие сообщества находясь на одной территории с одинаковыми условиями существования образуют биогеоценоз. Биогеценозы связаны с факторами неживой природы(почва, температура, влажность). Саморегуляция в том, что численность видов поддерживается на определенном уровне. Связь между популяциями образует характер питания и способы получения ими энергии. Все организмы по способу питания делятся на две группы: автотрофы и гетеротрофы. Автотрофы(растения) для синтеза органических веществ используют неорганические соединения окружающей среды.
Гетеротрофы (животные, человек, грибы, бактерии) питаются готовыми органическими веществами.
В любом биогеоценозе давно бы закончились запасы неорганических веществ, если бы они не возобновлялись в процессе жизни. В результате дыхания, разложения трупов животных и растений органические вещества превращаются в неорганические соединения, которые возвращаются снова в природную среду и могут опять использоваться автотрофами.
Так в природе постоянно происходит миграция атомов из неживой природы в живую, таким образом совершается круговорот. Для этого круговорота необходима энергия. Источником энергии может служить солнце.
Круговорот веществ это необходимое условие существование жизни. Он возник в процессе жизни и изменился в процессе эволюции живой природы.
Основу биогеоценоза составляют живые растения - производители органического вещества. В природе совместно существуют растительноядные и плотоядные животные и разрушители органических остатков (микроорганизмы).
Существуют биогеоценозы, которые не включают автотрофные растения (глубины океана, пещеры). Но в таком случае идет приток энергии из органических веществ, которые заменяют энергию солнца.
ПИЩЕВЫЕ СВЯЗИ.
Каждый вид использует только часть энергии. Непригодные для этого вида вещества могут использоваться для других организмов. В результате в природе складываются так называемые пищевые связи которые встречаются повсюду, и образуют очень сложные связи в природе.
ПОТЕРЯ ЭНЕРГИИ В ЦЕПЯХ ПИТАНИЯ, все пищевые связи строятся на органических веществах которые образуют зеленые растения.
1% энергии идет на химические связи и может быть использовано организмами при питании.
5-20% энергии переходит во вновь построенное тело животного. Когда хищник поедает травоядное животное то часть энергии теряется. В результате таких потерь эти связи не бывают продолжительными, и состоит только из 3-5 звеньев. Всегда число растительной пищи намного больше, чем растительноядных животных, а число хищников еще больше. Эту важную закономерность называют правилом экологической пирамиды.
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала.
Карточка № 66, 67,68 стр. 40-43.
1. Дайте характеристику биогеоценоза. Приведите примеры.
2. Почему круговорот веществ составляет основу жизни?
3. Какие связи называют пищевыми?
4. Приведите примеры пищевых связей в биогеоценозе.
5. Какая экологическая закономерность, связанная с использованием энергии, проявляется в цепях питания?
Итоговый контроль. Анализ урока. Д/3 П. 24.