Биология 10 класс - поурочные разработки
Основные абиотические факторы среды и их значение для живой природы
Цель урока:
· Обуч. Сформировать у учащихся представление о разнообразии абиотических факторов среды, об особенностях реакции организма на воздействие этих факторов.
· Развив. Научить школьников приводить примеры, иллюстрирующие ответные реакции организма на воздействие этих абиотических факторов внешней среды.
· Воспит. Убедить школьников в том, что каждый организм находится под комплексным воздействием разнообразных экологических факторов и характеризуется приспособленностью к ним.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Методы контроля знаний.
1. Перечислите задачи экологии
2. Назовите экологические факторы и дайте им характеристику.
3. Действие факторов на организм (пример - человек).
Основная часть.
Климат является главным фактором внешней среды. Основными компонентами климата является - свет, температура, влажность(абиотические факторы).
Световые лучи:
· Ультрафиолетовые;
· Видимые;
· Инфракрасные.
Различные животные могут по-разному реагировать на свет, что тесно связано с их образом жизни:
· наступление периода размножения у птиц;
· суточные и сезонные ритмы у растений и животных;
· подготовка к перелетам у птиц;
· наступление стадии покоя у насекомых;
· начало цветения у растений;
· изменение интенсивности процесса фотосинтеза у растений, а также их скорости роста и развития.
Световые условия изменяются в зависимости от времени суток и времени года. Отсюда изменение суточной и сезонной активности у животных.
Реакция живых организмов на длину светового дня называется фотопериодизмом.
На жизнедеятельность различных организмов очень серьезно влияет температурный фактор. Его воздействие может выражаться в следующем:
· ускорение или замедление темпов эмбрионального развития у рыб, земноводных, пресмыкающихся и других животных;
· увеличение или уменьшение двигательной активности;
· наступление периода летней или зимней спячки;
· изменение интенсивности питания;
· активизация или ослабление процессов дыхания;
· наступление периода размножения;
· начало сокодвижения у растений.
· увеличение или уменьшение срока прорастания у семян
Верхний температурный предел жизни - 45-50 градусов тепла. При температуре выше 50 градусов начинается разрушение белка.
ХОЛОДНОКРОВНЫЕ:
· Понижение температуры воздуха;
· Увеличение теплопотери;
· Понижение температуры тела;
· Торможение процессов окисления органических веществ в клетках тела;
· Уменьшение количества свободной энергии, выделяющейся в единицу времени:
- снижение двигательной активности;
- снижение интенсивности дыхания и выделения;
- отказ от корма.
СПЯЧКА
ТЕПЛОКРОВНЫЕ:
· Понижение температуры воздуха;
· Увеличение теплопотери;
· Активизация процессов питания и дыхания;
· Ускорение окислительных процессов в клетках организма:
- увеличение количества свободной энергии, выделяемой в единицу времени;
- компенсация увеличившихся теплопотерь;
- сохранение постоянства температуры тела и высокого уровня двигательной активности;
- относительная независимость от температуры окружающей среды.
Третьим важным экологическим фактором является влажность. Роль этого фактора в жизни растений, животных, грибов связана с тем, что вода:
· входит в состав клеточных структур;
· растворяет многие вещества;
· терморегуляция в организме;
· образует внутриклеточную среду.
Низкая влажность воздуха и почвы:
· уменьшение площади листовой пластинки;
· видоизменение листьев в колючки;
· уменьшение количества устьиц;
· листопад;
· запасание воды с последующим экономным использованием;
· плотные покровы;
· восковой налет;
· развитая корневая система.
Приспособления у животных:
· активный поиск водоемов;
· экономное расходование воды;
· образование воды в процессе разложения жира;
· регуляция процессов испарения;
· ночной образ жизни и пониженная активность в жаркий период;
· рытье нор.
Приспособление животных к перенесению засухи могут быть поведенческими, морфологическими, физиологическими, а значит весьма разнообразными.
Физминутка.
Методы контроля знаний, проверка понимания.
1 вариант – свет;
2 вариант – температура;
3 вариант - влажность.
«Снежный ком». Набор основных понятий по теме.
Итоговый контроль. Анализ урока. Д/3 П. 20.