Биология 10 класс - поурочные разработки
Направления эволюции человека. Древнейшие люди
Цель урока:
· Обуч. Сформировать у учащихся представления об общих предках человека и человекообразных обезьян, о древнейших, древних и ископаемых людях современного типа.
· Развив. Развивать навыки школьников сравнивать предков человека и объяснять причины их сходства и различия.
· Воспит. Убедить старшеклассников в том, что человек мог пройти длинный путь исторического развития, сопровождающийся постепенным усложнением его биологической и социальной организации.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Методы контроля знаний 5-7 мин.
Карточка № 49 стр. 31.
Карточка № 50 стр. 32.
1. Каковы биологические движущие силы эволюции человека и их роль на разных этапах.
2. Каковы социальные движущие силы эволюции человека и их роль на различных ее этапах.
Основная часть.
Общие предки человека и человекообразных обезьян:
1. Насекомоядные млекопитающие.
2. Австралопитеки (Южная Африка, 30-е годы).
3. Человек умелый
В процессе становления человека различают три стадии, или фазы: древнейшие люди, древние люди, первые современные люди.
Промежуточная форма обезьянолюдей |
Особенности строения |
Рост |
Размер головного мозга |
Место обитания |
Питекантроп |
Хождение на двух ногах, черепная коробка такая же как и у современного человека, четко выражены надбровные дуги, хороший слух, жилищ еще не было. |
170 см. |
900-1000 см3 |
Остров Ява, Африка, Азия, Европа |
Синантроп |
Правая рука более развита чем левая, Умел поддерживать огонь, носил шкуры, орудия труда из камней, рогов. |
850-1220 см3 |
Китайский человек, остатки были найдены в Пекине |
Физминутка.
Насекомоядные млекопитающие
Текущий контроль, закрепление материала 5-7 мин.
Составить таблицу.
Итоговый контроль. Анализ урока. П. № 16.