Разработки уроков биологии в 10-11 классах
Обобщение и систематизация знаний по главе Экосистемы - ЭКОСИСТЕМЫ - 11 класс
Цели урока:
образовательная: систематизировать и при необходимости скорректировать знания учащихся по главе “Экосистемы”;
развивающая: развивать умение концентрировать внимание при выполнении контрольных заданий;
воспитательная: содействовать будущему профессиональному самоопределению учащихся.
Тип урока: урок контроля знаний.
Метод обучения: тестирование.
Материалы и оборудование: карточки с тестовыми заданиями, листы бумаги или бланки для ответов.
- Организационный момент
Ø Деятельность учителя
Проверяет готовность класса к уроку. Отвечает на вопросы учащихся по домашнему заданию. Знакомит с целями урока и регламентом.
Ø Деятельность учащихся
Дежурные раздают карточки с тестовыми заданиями и листы бумаги или бланки для ответов.
Тестовые задания
Вариант I
- Выберите правильно составленную пастбищную цепь питания из организмов:
1) ястреб перепелятник; 2) дикая редька; 3) прудовик; 4) элодея; 5) капустная белянка; 6) воробей.
а) 4 → 3 → 5 → 6;
б) 2 → 5 → 6 → 1;
в) 4 → 3 → 5 → 1;
г) 2 → 3 → 6 → 1.
- Выберите правильно составленную детритную цепь питания из следующих компонентов:
1) разлагающиеся остатки водных растений; 2) хламидомонада;
3) трубочники; 4) плотва; 5) рогоз; 6) скопа.
а) 2 → 1 → 3 → 4;
б) 1 → 4 → 6 → 2;
в) 1 → 3 → 4 → 6;
г) 5 → 2 → 4 → 6.
- Проанализируйте график и дайте оценку экологического состояния водоема.
а) Уменьшение численности личинок ручейников свидетельствует о том, что с каждым годом водоем становится все более чистым;
б) в 2001 г. численность ручейников была наибольшей, экологическое состояние водоема было наиболее благополучным;
в) в водоеме не происходит никаких изменений;
г) в 2001-2002 гг. произошло увеличение численности ручейников, водоем был наиболее загрязнен.
- Изображенная на схеме пищевая сеть не содержит паразитов и редуцентов и отражает трофические связи между различными видами (А—О). Какими буквами на схеме обозначены: I — консументы первого порядка; II — продуценты?
а) I - А, В, С, D; II - L;
б) I - С, D, Е, Н; II - К;
в) I - А, С, Е, F; II - В, D;
г) I - М; II - А, С, Е, F.
- Плотность популяции сорок составляет 80 особей/га. За период размножения (один раз в году) из одной кладки яиц в среднем выживает 1,2 птенца. В популяции равное число самок и самцов. Смертность сорок постоянна, в среднем за год погибает 20 % взрослых особей (старше года). Определите, какой будет плотность популяции сорок (особей/га) через год.
а) 134;
б) 112;
в) 94;
г) 82.
- Найдите правильно составленную последовательность стадий вторичной сукцессии, происходящей при осушении низинного болота:
1) смешанный лес; 2) ельник; 3) сообщество влаголюбивых осок; 4) заросли ив и ольхи.
а) 3 → 4 → 1 → 2;
б) 2 → 1 → 4 → 3;
в) 4 → 1 → 2 → 3;
г) 1 → 4 → 3 → 2.
- Чистая первичная продукция всех продуцентов в экосистеме составляет 5000 кг. Один килограмм фитомассы содержит 800 ккал энергии. Рассчитайте максимальное количество хищников первого порядка, которые могут прокормиться в данной экосистеме, если их средняя масса 4 кг, а в 100 г их тела содержится 500 ккал энергии. Переход энергии с одного трофического уровня на другой происходит в соответствии с правилом Линдемана.
- Приведите два примера цепей питания, которые включают не менее четырех звеньев.
- Как вы думаете, почему агроценозы менее устойчивы, чем естественные экосистемы?
- Какие последствия для природы определенной местности может иметь вырубка леса? Почему?
Вариант II
- Выберите правильно составленную детритную цепь питания из компонентов:
1) хищная многоножка; 2) береза; 3) еж; 4) листовой опад; 5) личинка пяденицы; 6) мокрица (ракообразное).
а) 4 → 6 → 1 → 3;
б) 2 → 5 → 1 → 3;
в) 4 → 3 → 5 → 1;
г) 2 → 6 → 5 → 1.
- Выберите правильно составленную пастбищную цепь питания из следующих организмов:
1) ель; 2) бабочка зорька; 3) канюк; 4) личинка елового усача; 5) пестрый дятел; 6) бриум серебристый.
а) 1 → 4 → 3 → 2;
б) 6 → 3 → 4 → 1;
в) 2 → 1 → 5 → 3;
г) 1 → 4 → 5 → 3.
- Проанализируйте график и дайте оценку экологического состояния водоема.
а) Численность харовых водорослей увеличивается с 2001 г., озеро становится более чистым;
б) экологическая система озера находится в состоянии равновесия;
в) численность харовых водорослей не изменялась в период с 2000 по 2003 г.;
г) численность харовых водорослей снижается, что свидетельствует о загрязнении озера.
- Изображенная на схеме пищевая сеть не содержит паразитов и редуцентов и отражает трофические связи между различными видами (А—О). Какими буквами на схеме обозначены: I — хищники; II — первичные продуценты?
а) I - А, С, Е, F; II - В, О;
б) I - К, L, G, Н, М, N, О; II - В, D;
в) I - К, L, G, Н, М; II - А, С, Е, F;
г) I - В, D; II - К, L, G, Н, М, N, О.
- Плотность популяции зайца-беляка составляет 80 особей/га. За период размножения (один раз в году) из одного помета в среднем выживает 1,5 детеныша. В популяции равное число самок и самцов. Смертность зайцев постоянна, в среднем за год погибает 30 % взрослых особей (старше года). Определите, какой будет плотность популяции зайцев (особей/га) через год.
а) 157;
б) 89;
в) 116;
г) 208.
- Найдите правильно составленную последовательность стадий! сукцессии, происходящей при зарастании прибрежных песчаных дюн:
1) заросли ив с можжевельником, песчаная вишня; 2) лес из дуба и клена; 3) сухой сосновый лес; 4) сообщество прибрежных злаков.
а) 1 → 3 → 4 → 2;
б) 2 → 4 → 1 → 3;
в) 3 → 1 → 4 → 2;
г) 4 → 1 → 3 → 2.
- Общее количество энергии Солнца, поступающей в биогеоценоз, составляет 5 ∙ 106 кДж, в чистую первичную продукцию при этом переходит 2 %. На прирост биомассы консументы первого и второго порядков тратят по 10 % своего пищевого рациона. Какое количество энергии (кДж) тратят на дыхание консументы третьего порядка, если на прирост биомассы они расходуют 20 % и с экскрементами выделяется 10 % энергии рациона?
- Приведите два примера цепей питания, которые включают не менее четырех звеньев.
- В водоеме пищевые цепи переплетены в сложную пищевую сеть. Объясните, что произойдет, если в водоеме исчезнут все хищные рыбы.
- С бурным развитием сельского хозяйства связан интенсивный выпас скота. К каким отрицательным последствиям это может привести?
- II. Выполнение тестовых заданий
Ø Деятельность учителя
Дает сигнал к началу работы над тестовыми заданиями. Информирует учащихся о приближении конца отпущенного времени (за 20, 10, 5, 3 и 1 минуту).
Ø Деятельность учащихся
Выполняют тестовые задания.
III. Подведение итогов урока
Ø Деятельность учителя
Информирует учащихся об окончании работы.
Ø Деятельность учащихся
Сдают работы.